Бог - Богатыри силачи
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы
__________________________________________________________________________
Бог
Богатыри Владимирского цикла
Богатыри до Владимирского и до Киевского цикла
Богатыри Киевского цикла
Богатыри русские
Богатыри силачи
__________________________________________________________________________

Бог. В книжно-церковной традиции Бог - верховная сущность, обладающая высшим разумом, абсолютным совершенством и всемогуществом, Творец неба и земли, Промыслитель Вселенной, начало изначальное, вечное, духовное и бесплотное. Общеславянское слово, первоначально связанное с представлениями о благе, богатстве; о персонаже, наделяющем благом, богатством. В народной традиции Бог обычно представляется в виде старца с бородой, живущего на небе (в большом дворце), но нередко ходящего по земле в одиночку в образе странника, нищего и тому подобное или в сопровождении святых. Бог способен при этом перевоплощаться или исчезать, подобно другой сверхъестественной силе (в т. ч. «крестной», «нечистой»). Бог (начальствующий над ангелами), вместе со святыми, противостоит роду сатанинскому, прежде всего бесам, чертям и всей нечистой силе. С бесами Бог соперничает в делах мирских и человеческих и борется различными способами (ударом грома и т.п.). Народная религия славян изобилует примерами дуалистического мироощущения, согласно которому небо принадлежит Богу, а земля дьяволу и т. д. Немецкий хронист Гельмольд свидетельствует в «Славянской хронике» (12 в.), что славяне на пирах пускали вкруговую жертвенную чашу, произнося заклинания от имени богов, а именно доброго Бога и злого, считая, что все преуспеяния добрым, а все несчастья злым Богом направляются, и поэтому злого Бога называли дьяволом, или Чернобогом, т.е. черным Богом. Религиозный дуализм нашел свое яркое выражение в средневековом богомильстве, к которому восходят многие апокрифы и народные легенды. Слав. слово Бог может означать в диалектах и представителей нечистой силы, вроде серб. «бог из воде» (черт) (часто в ругательствах). Ср. также укр. богиня — «злой дух, обменивающий младенцев», польск. богинка. В народном мифологическом восприятии Бог противопоставлен человеку, который смертен и после смерти отдает Богу свою душу (ср. рус. «Богу душу отдать» — умереть). Бог обитает на небе, а человек (люди) — на земле, и потому противопоставление «небесный — земной» в ряде случаев приравнивается к противопоставлению «божеский — человеческий» и «верхний — нижний». В славянских народных песнях и легендах распространены мотивы и сюжеты, в которых Бог предохраняет от беды, предотвращает грехи (кровосмешение и т.п.), исцеляет больных, калек, немых, спасает утопленников, мучеников, защищает от огня, совершает чудеса, наделяет людей богатством (золотом, серебром), женит солнце, дает месяцу возможность «меняться», а солнцу сиять от его «сна до запада», принимает облик старца, пастуха, золотого дерева и т.п. Эти мотивы особенно характерны для южных славян. Там же, особенно в Болгарии, в колядках нередки мотивы рождения молодого Бог (Божича). Славянское язычество до крещения отдельных славянских народов отличалось политеизмом с тяготением к монотеизму, к верховному богу, что отметил еще Прокопий Кесарийский в книге «Война с готами» (сер. 6 в.): «славяне и анты считают, что один из богов — создатель молнии — именно он есть единый владыка всего». Такие дохристианские представления фрагментарно сохранялись в фольклорных и апокрифических текстах вплоть до 20 в. Более близкое к книжно - церковному восприятие Бога содержится в духовных стихах. В южнославянских фольклорных текстах Бог часто ходит по земле и совершает чудесные дела вместе со св. Иоанном или св. Петром, у восточных славян — со св. Николаем и Петром. Св. Никола у восточных славян считался «заместителем» Бога. Имя Бога часто употреблялось в клятвах и проклятиях (при божбе). Существует такая апокрифическая легенда: Бог ходил по воде и однажды встретил плывущий мутный пузырь, который лопнул, и из него выскочил черт. Бог повелел черту спуститься на дно и достать оттуда земли. Выполняя приказ, черт припрятал за обе щеки немного земли. Бог тем временем разбросал доставленную землю, и там, где она падала, появилась суша, а на ней деревья, кусты и травы. Но растения стали прорастать и во рту у чёрта, и он, не выдержав этого, принялся выплевывать землю. Так появились болота - разжиженная земля с малорослыми, уродливыми деревьями и грубой травой (записано на Витебщине). В болгарской легенде рассказывалось о том, как дубовая роща спрятала Бога, убегавшего от Чумы; в благодарность за это Бог сделал так, чтобы листья с Дуба опадали лишь поздней осенью. В народной традиции Воскресенье — сакральное время, посвященное Богу, «божий день». В одной быличке рассказывается о том, как дьявол, соперничавший с Богом при сотворении мира, пытался создать волка, однако не смог оживить его; по воле Божьей волк ожил и бросился на дьявола, спрятавшегося от него на Ольхе. Тогда кровь от прокушенной волком пятки дьявола и попала на Ольху, отчего кора ее сделалась красной. В русской Начальной летописи — «Повести временных лет» (начало 12 в.) содержится дуалистический миф о сотворении человека, приписываемый языческим волхвам, но восходящий, видимо, к «еретическому» учению богомилов: Бог мылся в бане и, вспотев, утёрся ветошью; он бросил ветошь с небес на землю, сатана же стал спорить с ним о том, кому создать из ветоши человека. В результате дьявол сотворил тело человека, а Бог вложил в него душу. В славянских легендах, восходящих к апокрифическому «Слову об Адаме и Еве», первый пахарь — Адам (Ева — первая пряха). Бог дал Адаму плуг, чтобы он в поте лица добывал себе хлеб. По болгарскому апокрифу, Адам запряг волов и стал пахать, но дьявол не дал ему возделывать землю, объявив, что земля принадлежит ему, и потребовал расписку, которой Адам отдавал бы себя во власть дьявола. Адам перехитрил сатану, вручив ему расписку, что он и дети его будут принадлежать Владыке земли, имея в виду Бога. В украинских колядках сам Бог пашет золотым плугом на золотых волах, св. Петр (или Павел) их погоняет, а Богородица приносит в поле пахарям еду. В украинских космогонических легендах горы — это остывшие пузыри, образовавшиеся во время кипения земли, когда Бог, создавая, варил ее; по русским легендам, они возникли, когда Бог и черт сжимали жидкую землю с двух сторон, чтобы сделать ее твердой. В Боснии верили, что Горы возникли, когда Бог, создав слишком большую землю, утрамбовал ее ногами или, по сербским легендам, — стянул ее обручами. Согласно апокрифической легенде, Горы возникли из выплюнутой Сатанаилом земли, которую тот, достав со дна моря, утаил от Бога за щекой. По черногорским поверьям, Горы — камни, вывалившиеся у Бога из прохудившегося мешка, по украинским — плевки дьявола, по белорусским — окаменевшие великаны. В русских заговорах Гора, с одной стороны, — место, где находится Бог, Иисус Христос, Богородица и сакральные объекты (дуб, бел-горюч камень и др.), а с другой — место, где обитает нечисть. В украинской сказке ангел принимает облик Оленя, чтобы наказать царя Иона, похвалявшегося тем, что он сильнее Бога. Ср. также белорусскую загадку об Олене: «Жив — и в церкви не быв, помер — не поховали, а быв богоносец». Говорят, что мучимый страхом и раскаянием Иуда долго не мог найти дерево, которое согласилось бы «принять» его, и лишь Осина сжалилась и позволила ему повеситься на ней, за что тут же и была проклята Богом. Гром — в народной традиции карающее орудие небесных сил — Бога, Ильи Пророка, Перуна, Рода. Дабог — в южнославянской мифологии мифологизированный образ земного царя (“цар на земли” в сербской сказке), противопоставляемый Богу на небе. Имя Дабог, как и вост.-слав. Дажьбог, возводится к сочетанию глагола “давать” с именем “бог” как обозначением доли — достатка. За неуважительное отношение Женщины к хлебу Бог чуть было не лишил людей хлеба (бел., укр., болг.). Как-то Бог "проснулся, потянулся, - гласит предание, - суставы треснули, искры посыпались, молнии стали стегать пустое место, а из тех молний, что друг друга ударили, пошел прах твориться... Бог стал мыться в бане да попарился, а капли пота упали на землю, и стала она расти большая-пребольшая... Долго была она без людей, да пришли вниз Божьи дети, стали драться, волосы выдирать друг другу, а где упал один волос - там дерево, а где клок - там лес вырос. Тогда Бог сказал: "Деретесь на земле, ну и живите на ней". Так пошли от них люди. Орисницы каждый день сообщают Богу, сколько детей родилось и спрашивают о судьбе каждого ребенка. Орисницы приходят к Богу, и в зависимости от того, что у него стоит на столе (скромное или обильное угощение), определяется будущее ребенка (богатое или бедное существование). Некоторые полагают, что долей наделяет Бог, а Орисницы устанавливают продолжительность жизни. Однако ни Бог, ни святые не в силах препятствовать трагическим событиям, предначёртанным Орисницами. В Болгарии верят, что сами Орисницы — это святые или три Орисницы — это Иисус Христос, Богородица и св. Петр. Орисницы живут вечно на краю света (варианты: на небе, вместе с Солнцем, в раю с Богом). Осенью Бог печатает землю и до весны земля «закрыта», «мертва», «спит» и т.д. По одной версии, когда Бог наказал людей за их грехи голодом, Богоматерь плакала, и ее слезы превращались в горох. По украинскому преданию, Бог послал на землю чудовищного змея, который требовал человеческих жертв. Когда пришел черед царевича, тот бежал от змея, читая молитву, и спасся в кузнице, где свв. Борис и Глеб ковали для людей первый плуг. Змей языком высадил дверь кузницы, но святые ухватили его за язык раскаленными клещами и запрягли в плуг. Они провели плугом борозду, которую и называют «Змиевым валом». Рядом с Дубом или прямо на нем находятся царь, царица, Бог, Богородица и святые, а вокруг Дуба, в его корнях или на листьях, лежит змея. Согласно восточнославянским легендам, мужчина получил право ругаться в награду за почтительное отношение к Богу (указал ему дорогу), в то время как женщине запрещено матерно браниться, потому что она ответила руганью на вопрос Бога. Согласно легенде Бог создал овцу, в ответ на что дьявол сотворил козу и, желая похвастаться перед Богом, потащил ее к Богу за хвост. По дороге коза вырвалась у дьявола и спряталась на Ольхе. С тех пор у коз нет хвоста (он оторвался при бегстве), а кора у Ольхи от крови козы стала красной. Говорят, что от этого при срубании Ольхи плачет кровавыми слезами. У восточных славян запрещалось есть во время грозы, топить печь и заниматься рядом работ, за это Бог может покарать громом. Об ответственности всего человечества за отдельные Грехи людские красноречиво говорит легенда о том, как когда-то Господь ходил по земле: небо было очень низко над землей, и на земле росла пшеница с тремя колосьями из одного корня. Однажды одна мать вырвала несколько колосков и подтерла ими своего младенца. За этот Грех разгневанный Бог поднял небо высоко, а на земле оставил один колос, который схватила собака. С тех пор, как говорят болгары в Пиринском крае, «Господь и небо высоко, а люди едят собачьё счастье». У сербов и хорватов говорят, что Бог с помощью радуги показывает женщинам, как надо ткать и какие цвета употреблять. Мотив русского стиха о Голубиной книге, где из тела первосущества (Бога, Адама) творится весь мир — солнце из лица Божьего, месяц — от груди, сословия — из частей тела Адама и т.д.

Богатыри Владимирского цикла.

Богатыри до Владимирского и до Киевского цикла. К до-Владимирскому циклу относятся Святогор, Микула Селянинович и Вольга. Во главе "старших" богатырей ученые старой мифологической школы ставили Святогора. По мнению Ор. Миллера, Святогор - туча. Веселовский видит источники былин о Святогоре в легендах о Самсоне, Аароне, Моисее и других; Вс. Миллер - в кавказских сказаниях; Шамбинаго сближает Святогора с эстонским богатырем Калевипоэга. К этому надо прибавить отмеченные учеными старой мифологической школы параллели между Святогором и скандинавским исполином Скримиром. Уже это богатство разнообразных параллелей говорит за то, что вряд ли законно возведение богатырей к одному какому-нибудь литературному источнику. Некоторые, если не все, мотивы былин о Святогоре относятся к числу так называемых бродячих мотивов, которые могли проникать в народную поэзию в разные времена из очень различных источников.

Богатыри Киевского цикла. Богатыри Киевского цикла должны быть разделены на несколько групп. Прежде всего бросается в глаза различие между богатырями - воинами (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и другие) и богатырями, никаких подвигов не совершающими (Чурило Пленкович, Дюк Степанович, Соловей Будимирович и другие). Особую небольшую группу составляют Дунай, Дон и Сухман, которых старые мифологи относили к "старшим".

Богатыри русские. Былины являются эпическими песнями о русских богатырях; именно здесь мы находим воспроизведение общих, типических их свойств и историю их жизни, их подвиги и стремления, чувства и мысли. Каждая из этих песен говорит, главным образом, об одном эпизоде жизни одного богатыря и таким образом получается ряд песен отрывочного характера, группирующихся около главных представителей русского богатырства. Число песен увеличивается еще вследствие того, что имеется по несколько вариантов, более или менее различных, одной и той же Былины. В настоящее время главное стремление ученых исследователей былин направлено к тому, чтобы подвергнуть эти произведения самому тщательному, по возможности, анализу, который окончательно должен указать на то, что именно в былинах составляет неоспоримую собственность русского народа, как символическая картина явления естественного, исторического или бытового, и что занято у других народов. Ор. Миллер, полагает, что восточное влияние на русский ряд богатырей отразился только на тех былинах «которые и всем своим бытовым складом отличаются от склада старославянского; к таким относятся былины о Соловье Будимировиче и Чуриле».

Богатыри силачи. Асилки. По белорусскому поверью, «асилки» (богатыри-силачи) имеют в своем теле так называемые чертовы ребра.

Hosted by uCoz