Блазень - Бог Солнца
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы
__________________________________________________________________________
Блазень
Блазна
Блазник
Блазнь
Блазня
Близнецы
Блоха
Блуд
Блудь
Блудячий огонь
Блуждающие огоньки
Боброк
Бов Королевич
Бог
Бог Беспощадный
Бог войны
Бог войны
Бог из воде
Бог лесов
Бог пивной (Никола)
Бог с рогами
Бог смерти
Бог Солнца
__________________________________________________________________________

Блазень. Блазна. Блазник. Блазнь. Привидение, призрак; галлюцинация. Блазень (от «блазить, блазнить, блазниться» — чудиться, мерещиться) — видение, привидение, которое по форме появления и проявления ближе всего к домовому, покойникам. «Блазнит» — когда нечто (часто невидимое) передвигается, издает звуки («стукочет», «пугает», «мерещится» и т.п.): «Блазнит, ровно кто ходит в пустом доме у нас!» (Волог.); «Таперича долго блазнить да мерещить станет после такого гама и сутолоки» (Перм.); «Умерший сын являлся отцу своему — блазнилось отцу-то» (Волог.); «Преимущественно блазнит и судится народу с Николина дня до Крещенья» (Арх.); «Поговаривают о холерном доме, стоящем на торговой площади и временно занятом отделением богадельни, будто бы в нем чудится или, яснее, блазнит, но такова уж участь всех старинных зданий» (Перм.); «Тут, вишь, блазнит по ночам, нечисто. Сижу я без огня, вдруг что-то мне поблазнило. Никак вошел кто? Нет, это блазнит»; «Ему все мертвецы блазнятся»; «Блазнит меня нечистый, в другой раз привиделся» (Даль).

Блазна. Блазень. Привидение, призрак; галлюцинация. Блазень (от «блазить, блазнить, блазниться» — чудиться, мерещиться) — видение, привидение, которое по форме появления и проявления ближе всего к домовому, покойникам.

Блазник. Блазень. Привидение, призрак; галлюцинация. Блазень (от «блазить, блазнить, блазниться» — чудиться, мерещиться) — видение, привидение, которое по форме появления и проявления ближе всего к домовому, покойникам. «А как тут калики испугалися. А как думали бежит, да все ведь блазник жа» [былина] (Беломор.).

Блазнь. Блазень. Привидение, призрак; галлюцинация. Блазень (от «блазить, блазнить, блазниться» — чудиться, мерещиться) — видение, привидение, которое по форме появления и проявления ближе всего к домовому, покойникам. «Блазнь нашла его в бане» (Ср. Урал). «Да блазнь это, очнись» (Свердл.).

Блазня. Манна. Морока. Наваждение, призрак. Может показаться в любом месте: дома, в лесу, в поле. Ни одна блазня не обходится без участия нечистых духов, которые помрачают разум человека, заставляя видеть то, чего нет на самом деле. Понимая, что перед ним видение, призрак, человек все же не может отделаться от навязчивого образа. Блазни бывают в домах, где произошла ссора. После того, как хозяин дома разругается с кем-нибудь, блазня начинает перекидывать палки, посуду, помет и со стола все скидывает. От блазней большого вреда нет, кроме испуга, первого потрясения, недоумения и беспокойства.

Близнецы. Открывание Замка применялось в сербском обряде символического отделения больного от болезни или смерти: когда умирал один из близнецов или одномесячников, умерший член пары мог забрать живого с собой в могилу.

Блоха. С землей связано происхождение блох и вшей - из горсти земли, пыли, праха, пепла. Это нечистые, часто дьявольские создания (ср. легенды о создании дьяволом змеи, волка).

Блуд. На Карпатах - Бог животной страсти. В Карпатах считают, что он говорит только своим голосом. Блуды появляются у западных украинцев особенно часто на дороге, там сбивают человека с пути. У русских - дух, заставляющий плутать в лесу; леший. По общераспространенным поверьям, люди блуждают и теряются в лесу «не своей волей»; их заставляет «блудить», «водит» неопределенного или самого разнообразного облика нечистая сила (чаще всего в образе людей-попутчиков, знакомых, родственников, старух, мальчиков и т.п.). В Вятской губернии «блудиться» — плутать в лесу; ср.: «Начали уж блудиться, ладно вывел полесной (видимо, леший)». Сбивающие человека с дороги существа в некоторых районах России именуются словом «блуд». В Свердловской области советовали: «А блудящему человеку не кричи, ежели увидишь, только тогда кричи». От «блужданья» помогают выворачивание, переодевание наизнанку и вытряхивание одежды, переобувание; воскресная молитва или, напротив, матерная брань. «Блуд водит пьяных» (Калуж.); «Водит леший, водит блуд» (Смол.).

Блудь. Нечистая сила. На Терском берегу Белого моря отмечено название «блудь» для нечистой силы, сбивающей правильное течение жизни, похищающей людей и скот (блудь может означать воришка).

Блудячий огонь. Блуждающие огоньки. Бродячие» огненные явления в воздухе; метеор; болотный огонек; огонь над кладом; не находящая успокоения душа умершего; душа праведника. Блудячие болотные, лесные, кладбищенские огоньки — обычно не греющие, голубые, мерцающие — свидетельствуют о присутствии умерших, иных потусторонних существ и сил. Считалось, что в этом месте зарыты старые клады. Огонёк (свечка) — примета клада и в разных областях России (Онеж., Волог., Сарат., Урал). Огоньки на кладбищах, болотах — «клады, которым миновал срок заклятья, и они ищут счастливого человека, чтобы перед ним сначала оборотиться в какое-нибудь животное белой шерсти и потом рассыпаться в деньги, если нашедший ударит по кладу» (Орл.) Как только изойдет срок заклятью, бес тотчас и подсунет эту казну какому-нибудь отпетому молодцу. За этот клад бес не держится, а сейчас же постарается сбурить его; знает, что он не пройдет даром. Кто достанет такой клад, тот в добре не бывает: иль-бо умрет в одночас, иль-бо с кругу сопьется, иль-бо в напасть попадет какую. В некоторых районах России полагали, что огоньки на кладбищах — выходящие из могил души особо грешных покойников, которых не пускают в рай (Волог.); или души покойников, требующие от своих родных молитв, поминовения (Перм.). Костромском крае верили, что огонь, свечка «кажутся» там, где бросают предметы, остающиеся от обмывания покойника. По поверьям, такой огонек нередко сопровождает убитых, погубленных, не находящих после смерти успокоения людей. На Новгородчине считали, что «огонек-свечка» может гореть там, где убитый некрещеным младенец сторожит подземные сокровища. Костромские крестьяне утверждали, что «блуждающие огоньки на болотах — „фонарики“— это мертвецы, которые могут завести человека, если за ними идти». Восприятие блуждающих огней в поверьях XIX–XX вв. двойственно. По убеждению крестьян ряда районов России, блуждающие огни — проделки нечистой силы; ср.: такими огоньками «для забавы» заманивает людей шут, особой породы черт (Орл.); огни на болотах от Диавола, завлекающего сбившихся с пути путников, которых он затем душит (Волог.); огонек — глаз Кривого чёрта (Орл.). С другой стороны, «огонек-свечка» — знак невинной или праведной души. «Огоньки на кладбищах суть знаки, даваемые от Бога людям, что те лица, на могилах которых они видаются, скоро будут прославлены. В нашей местности явление огоньков на кладбищах, особенно на раскольническом в Кургоминском приходе, заставляет раскольников ожидать скорого явления мощей своих собратов».

Блуждающие огни. По суеверным представлениям, блуждающие, болотные и светящиеся на могилах огни признаются за души усопших: удавленников, умерших неестественной смертью, погибших от запоя и т.д. На Украине ходят рассказы о синих огнях, вспыхивающих на могилах и курганах: огни эти разводят русалки. Блуждающие огоньки в лесах, на болотах, на кладбищах указывают на зарытые там клады. На месте, где лежит клад, можно увидеть свечку или золотого петуха. Тогда нужно сказать: "Чур, чур, свято место, — чур, Божье да мое". Если этого не сделать, то клад уйдет в землю на большую глубину.

Блуждающие огоньки. Рокита. Болотный дух. В западнославянской традиции Болото считалось местом обитания некоторых представителей нечистой силы: в Силезии и Великопольше болотным духом называли Рокиту, принимавшего облик коня, мужика или появлявшегося в виде блуждающего огонька и заманивавшего путников в трясину. В чешских поверьях они окликают человека. Поэтому повсеместно существует запрет откликаться на голос или оборачиваться в ту сторону, откуда он слышен, поскольку тем самым человек открывает нечистой силе доступ к себе. Можно проверить, кто кричит — демон или человек: если голос слышится три раза, то зовет человек, если два - демон. По этой причине нельзя самому кричать в лесу, в поле — отклик может быть голос нечистой силы. Западные славяне полагали, что души Детей Некрещёных становятся богинками, блуждающими огоньками, которые заводят человека в трясину и на бездорожье. Блуждающие огоньки появляются у западных славян особенно часто на дороге, там сбивают человека с пути. Широко известен в западно - и восточнославянских быличках сюжет о сбившемся в ночное время с пути человеке, которого нечистая сила заводит в непроходимые места, болота, топи, обычно связан с действиями чёрта, а также болотных, водяных или лесных духов, душ умерших, блуждающих огоньков и т.п. Бродячий огонёк в английской мифологии - существо близко-родственно одному из фейри – боггарту. В переводе с латыни название этого существа означает «огонёк дураков». Многие полагают, что бродячий огонёк – это скитающаяся по свету человеческая душа, которая никак не может успокоиться. По преданиям, такими огоньками становятся после смерти погибшие от руки убийцы люди. Бродячий огонёк нередко появляется ночью перед усталыми странниками и уводит несчастных с дороги в болото или глухую чащу леса.

Боброк. Воевода. Получил за свои заслуги чин у Перуна. Было то, когда отошли мы от вендов и земель тех, где жили мы хорошо, но не было нам покоя от завистников и пришли к горам Карпатским, где тоже враждовали с злыми язычниками. И вот воевода Боброк повёл русских в Голунь и обрёл после смерти чин в храбром войске Перуна. Они стали силой нашей, какой нет даже у львов, а львиную силу мы перенемогли. Мы тогда не имели мольбищ и служили перед колодцами и родниками, где текла живая вода. И там волшебство есть, и волки хищные туда не заходят.

Бов Королевич. Получеловек – полупёс в переводной повести о Бове Королевиче.

Бог Беспощадный. Вий, Ний. Наян. Царь подземного мира, подземельный царь. Беспощадный Бог, сын Чернобога (Великого Чёрного Змея) и Козы Седуни, отец Горынь, Святогора, Златогорки, Бури Яги. Воевода войска Чернобога, властитель пекла, повелитель мучений.

Бог войны. Огненный Змeй. Супруг Лели. Рождён от свергнутого им Индрика Змея и Мать Сырой Земли, когда Индрик Змей её силой взял. Взял в жены царицу темного царства – Пераскею.

Бог из воде. Слово Бог может означать в диалектах и представителей нечистой силы, вроде серб. «бог из воде» (черт) (часто в ругательствах).

Бог лесов. Покровитель охоты. Бор. Святобор.

Бог пивной. Никола. У русских существовали пивные Братчины, к которым относились и популярные в народе «никольщины» в честь «пивного бога» Николы (ср. рус. наниколиться — «напиться в Николин день»). Братчина восходит к дохристианским союзам: мужским (охотничьим, воинским), женским и девичьим. См. также Жертва.

Бог с рогами. Считается, что евреи не только отдают свои души черту, но и поклоняются ему. На Волыни рассказывают, что в праздник Пейсах евреи ставят для него угощение; ночью приходит «той шо з рiжками» и оставляет им деньги. Польские песни упоминают «zedowskiego boga bez jednego roga»; ср. рус. «бог с рогами», «ангел с рожками», «черт»). Когда еврей моет руки и стряхивает воду, из брызг появляются черти; аналогичные поверья существуют о черте.

Бог смерти. Куйва. На Кольском полуострове в Луяврских горах на берегах Сейдозера.

Бог Солнца. Даждьбог, Дажьбог, Дабъ, Радегаст (зап. слав), Радигош, Сварожич. Согласно "Слову Иоанна Злотоуста «...како первое погани веровали в идолы и требы им клали...», бог солнца и живительной силы. Сыном Бога Солнца (ипостасью) у русских был Дажьбог.

Hosted by uCoz