Банные хозяева - Безручка
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел Б
__________________________________________________________________________
Банные хозяева
Банный дед
Банный нечистик
Банович Страхин
Бапке
Барабашка
Баран
Баранец
Барбара
Баргест
Барма
Барсук
Батаман
Батаманка
Батаманко
Батаманушко
Батамушко
Батюшка cap-огонь
Баусень
Баушка
Баушка Яга
Баюн
Баяльник
Баян
Баянная бабушка
Беда
Бедовики
Безрукий дедушка
Безручка
__________________________________________________________________________

Банные хозяева. Банные хозяева очень любят париться и моются в четвертый или в третий пар (реже — в седьмой), т. е. после двух или трех (шести) смен побывавших в бане людей. Поэтому нужно оставлять воду, веник, мыло банникам, содержать баню в чистоте. Существенная для крестьянского рода, семьи охранительная роль банного хозяина (менее ярко, но прослеживающаяся в поверьях и рассказах о нем) связана с двойственным восприятием самой бани: «Бани совершенно считаются нечистыми зданиями. Но ходить в баню мыться должен всякий. Кто не моется в них, тот не считается добрым человеком. В бане не бывает икон и не делается крестов. С крестом и поясом не ходят в баню...» (Арх.) (Ефименко, 1877). Баня — один из самых древних дошедших до нас прообразов крестьянских жилищ, жилищ наших предков, где обитали и продолжают обитать, по поверьям XIX—XX вв., разнообразные божества и наделенные сверхъестественными способностями существа явно не христианской природы — банный хозяин, проклятые и даже русалки. Они не только моются в бане, но и вообще пребывают в ней — например, собираются там на посиделки (проклятые на посиделках в бане плетут лапти) (Новг.). По поверьям Олонецкой губернии, у банного хозяина хранится шапка-невидимка, которую можно получить раз в год. Для этого необходимо пойти в Пасхальную ночь в баню, положить нательный крест и нож в левый сапог, сесть лицом к стене и все проклясть. Тогда из-под полка должен появиться старик с шапкой-невидимкой. Вологодские крестьяне полагали, что, добывая шапку-невидимку, нужно прийти в баню во время Христовской заутрени «и найти там банника (обыкновенно в это время спящего), снять с него шапку и бежать с нею, как можно скорее, в церковь. Чтобы задобрить банного хозяина, в некоторых районах России под полком новой бани в Чистый четверг Страстной недели закапывали задушенную черную курицу, а затем уходили, пятясь задом и кланяясь. Когда топили новую баню, сверху на каменку бросали соль (Волог.) или оставляли в бане хлеб-соль, «чтобы банник не стращал моющихся и удалял из бани угар» (Влад.).

Банные. Часто упоминаются в литературе вместе с домовыми. В бане видели чертей, банных анчуток» (Симб.); «В баню не ходят с крестиком — банный задушит» (Енис.); «Овинные, решные, водяные, банные! Скажите, не утаите, выдадут ли [имя] замуж» [из гадания] (Костр.); «Вот банный съест тебя, не балуй» (Свердл.); «Овинны, баенны, гуменны, подите царю мост мостить!» (Арх.).

Банный дед. «Говорили... что в бане обитает банный дед, который моется по ночам, хлещет себя веником и стонет от удовольствия» (Новг.).

Банный нечистик. Часто коварный «хозяин» бани именуется крестьянами чертом (или банным нечистиком, шишком, анчуткой).

Банович Страхин. Параллели былин об Иване Годиновиче отмечены разными исследователями в сказаниях о Геракле, малорусской сказке, житии Иосифа Волоцкого, в Панчатантре, восточных народных сказаниях, немецких и польских сказаниях, в сербских песнях о Марке Королевиче и Бановиче Страхине. Уже это обилие параллелей говорит, что перед нами бродячий мотив.

Бапке. Воплощение послеродовых болезней и болезней младенцев у сербов и македонцев.

Барабашка. Встречаются в мифологиях разных народов и в частности в славянской мифологии это - хулиганистые домашние духи. Барабашки - персонажи, которые появились совсем недавно. Барабашку можно назвать добрым доможилом городских квартир. Существо маленькое, бессловесное, невидимое. Проявляет себя тем, что стучит, барабанит, двигает предметы. Некоторые хозяева изобретают различные способы общения с Барабашкой. Отвечает он обычно стуком, По характеру добрый и любит добрых хозяев, доброе отношение к себе. Там, где в доме зло, хамство и другие пороки. Барабашка не живёт; от тех, кто его обижает, он уходит. Городские домовые (барабашки, полтергейсты или вообще никак не обозначаемые) порою напоминают домовых крестьянских поверий. Причины некоторого сходства в облике и поведении «городских» и «крестьянских» домовых духов могут иметь самое разное объяснение: от обнаруживающегося со времен раннего средневековья «переплетения» (и, вероятнее всего, генетического родства) поверий горожан и сельских жителей различных сословии и состоянии; от прямого наследования традиции суеверных рассказов до воспроизведения «мифологических архетипов» в массовом сознании (возможно даже, порожденных повторяющимися проявлениями некоей сверхреальности). Барабашки наполняют квартиру странными звуками, воруют вещи; отказываются загореться спички, зато веселым пламенем ни с того ни с сего полыхают сапоги. Значит барабашка вышел на охоту. К ним относятся и совершенно особенные барабашки – проклятые дети. Проклятые родителями дети уносились некими потусторонними старичками (барабашки) в полную неизвестность. Таинственные дедушки заботились о них, как о родных, но наступал день, и приходилось детям возвращаться на свет божий. Младенцы, превращаясь кто во что горазд, селились в каком-нибудь доме и брались за свое вредное дело. Рассказывают про одну такую проклятую девочку: она не только шалила исподтишка, но вдобавок нередко в своем прежнем человеческом облике выходила играть со сверстниками. Почуяв неладное, ребята спросили: "Да ты же умерла?" "Нет, я не умерла. Я вон в том доме живу - то под лавкой, то за печкой...". Так тайное стало явным: жильцы припомнили, что некогда вползла в их дом змея, и как раз с тех самых пор и началось безобразие:летали вещи, почем зря лилась вода, лапти оказывались в горшке со щами, а щи - налитыми в валенок... "Так это все ты вытворяла?"- неприятно поразились дети. "Я, потому что вы меня не любите. Давайте мне помягче спать, ставьте покушать, да одежонку подберите..."- выдвинула условия потусторонняя проклятая девочка. Хозяева согласились, и стали они все вместе жить-поживать да добра наживать... Сказка - не сказка, но явление "полтергейста" объяснено вполне логично и даже предложен способ борьбы с ним. Предлагаются самые невероятные и самые фантастичные версии внутренней природы полтергейста. Это и варианты неизвестных сил гравитации, Космоса, Земли, параллельных миров, инопланетных экспериментов, необычного вида энергии детей, проделки домовых (чебурашек, барабашек) и пр. и пр. (Исаков).

Баран. В этом образе людям является моховик, дух мшистых болот. Нередко выступает в роли Здухача.

Баранец. Живая трава. Русские в прежние времена уверяли иностранцев, что в низовьях Волги растет животное - растение — баранец; оно приносит плод, похожий на ягненка. Стебель его идет через пупок и возвышается на три пяди; ноги мохнатые, рогов нет, передняя часть — как у рака (есть даже клешни, коими баранец пребольно, до крови щиплется, приводя в ужас не сведущего странника!), а задняя — совершенное мясо. Это животное - растение живет, не сходя с места, до тех пор, пока имеет вокруг себя пищу. Иностранцам показывали меховые шапки и уверяли, что это — мех баранца! В средние века и даже в XVIII в. хлопчатник (скрывающийся под именем баранца) был неизвестен в Европе. В то время имели распространение только сказочные представления о дереве-баране, дающем растительную шерсть. В 1681 году была издана книга о путешествии Струйсо в которой имеется такое описание: „На западном берегу Волги есть большая сухая пустыня, называемая степь. В этой степи находится странного рода плод, называемый «баромец» или «баранч» (от слова «баран», что значит по-русски «ягненок»), так как по форме и внешнему виду он очень напоминает овцу и имеет голову, ноги и хвост. Его кожа покрыта пухом очень белым и нежным, как шелк. Он растет на низком стебле, около двух с половиной футов высотою, иногда и выше... Голова его свешивается вниз, так, как будто он пасется и щиплет траву; когда же трава увядает, — он гибнет... Верно лишь то, что ничего с такою алчностью не жаждут волки, как это растение».

Барбара. См. Варвара.

Баргест. "Разновидность боги или буки. Он рогат, имеет клыки, когти и горящие глаза. Хендерсон описывает баргеста как близкого родственника Топошлепа (Paddlefoot) и Хедли Кау (Headley Kow). Как и они, он может принимать различные обличья, но чаще всего является в виде лохматого черного пса с огромными горящими глазами. Обычно его считают приметой смерти.". "Призрачный пес, который, как утверждает французская легенда, появляется ночью на кладбищах. Есть примета, что увидеть баргеста — к близкой неменуемой смерти. Существует поверье, что баргест оберегает могилы своих хозяев от вандалов, которые неоднократно посещают кладбища. Однако, не смотря на это, баргест считается злым духом, приносящим несчастье и горе.".

Барма. Бог молитвы у славян. Был женат на Тарусе, которую и убил сам за измену. Это добрый бог но если он впадал в ярость то в этот момент лучше не попадаться ему на пути. У него был гигантский волшебный лебедь на котором он летал. У индусов Брахма входит в состав Триглава – Брахма, Вишну и Шива. Барма входит в состав славянского Триглава – Барма, Вышний и Сива. Барма в Московской оласти - бормотун, невнятно, неясно говорящий, картавый, а у пермяков – вор (В. Даль). Барма (XVI в.) - Зодчий, участвовавший совместно с Постником в постройке храма Василия Блаженного в Москве. По словам летописи, это был “русский мастер премудрый и таковому чудному делу удобный”. Согласно легенде, Барма и Постник были ослеплены Иваном Грозным, дабы больше никто не мог построить такого прекрасного здания, как эта церковь на рву, воздвигнутая в честь покорения Казанского ханства. Однако никакими данными этот слух не подтверждается и может быть отнесен к числу исторических апокрифов, каких немало бытует вокруг загадочной фигуры Ивана Грозного.

Барсук. В славянских диалектах сближаются иногда названия ежа и барсука. По украинскому и польскому поверьям, существует два вида барсуков: один со свиной мордой, другой с собачьёй. Первых можно употреблять в пищу, а вторые несъедобны. Связь Ежа и барсука с свиньей отражена и в лексике: ср. рус. «пороситься» — рожать детенышей (о еже и барсуке), «барсук» — боров, самец свиньи.

Батаман. Домовой, «коневой хозяин», дворовой, «приглядывающий» за скотиной.

Батаманка. Домовой, «коневой хозяин», дворовой, «приглядывающий» за скотиной.

Батаманко. Домовой, «коневой хозяин», дворовой, «приглядывающий» за скотиной.

Батаманушка. Домовой, «коневой хозяин», дворовой, «приглядывающий» за скотиной.

Батаманушко. Домовой, «коневой хозяин», дворовой, «приглядывающий» за скотиной.

Батамушко. Домовой, «коневой хозяин», дворовой, «приглядывающий» за скотиной. «Чтобы задобрить батамушку, связал ему из белой шерсти рукавицы, обе на левую руку» (Волог.),. . Батанушка. Домовой, «коневой хозяин», дворовой, «приглядывающий» за скотиной. «Батанушки семейные, имеют жен» (Сев. Дв.), «У кого батанушко не полюбит скота, то не откормить» (Волог.). Батанушка сходен в своих характеристиках с домовым, а более — с дворовым, который обитает в крестьянском дворе и связан со скотом (в первую очередь — с лошадьми).

Батюшка cap-огонь. Почитался не меньше стихей у жителей Индигирки. Запрещалось трогать огонь острым железом, чтобы не причинить ему боль, и считалось, что огонь может выдать тайны охотников их жертве». В огонь бросали кусочки еды и плескали чай, чтоб все было благополучно — обычай) характерный для тюркоязычных народов.

Баусень. Таусень, Говсень, Овсень, Овсей, Усень, Авсень, Ясень. Сын (ипостась) Бога солнца Ра. Его время от осеннего равноденствия 23 сентября до зимнего солнцестояния. Отсюда происходит слово «осень» и дерево ясень. В восточнославянской мифологии - ритуальный персонаж, связанный с Новым годом (или Рождеством), с началом весеннего солнечного цикла и возрастанием плодородия; персонифицированное начало года - прибытка (урожая). Формы типа Таусень, Баусень, Говсень и т.п. объясняются, видимо, из «Усень» и соответствующего восклицательного элемента (та, ба, гой).

Баушка Яга. Лесная старуха – волшебница, ведьма и ведунья.

Баушка. Повитуху, помогавшую при родах, присматривавшую за роженицей и ребенком первое время после его появления на свет, традиционно называли бабкой, бабушкой, баушкой и почитали, чествовали как человека, наделенного особыми умениями, силами, мудростью.

Баюн. Кот Баюн. Персонаж русских волшебных сказок. В образе кота Баюна соединились черты сказочного чудовища и птицы, обладающей волшебным голосом. В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком железном столбе. Он обессиливает каждого, кто пытается подойти к нему, с помощью песен и заклинаний. Чтобы захватить волшебного кота, Иван - царевич надевает железный колпак и железные руковицы. Поймав животное, Иван - царевич доставляет его во дворец к своему отцу. Там побежденный кот начинает сказки сказывать и помогает исцелить царя. Образ волшебного кота был широко распространен в русских лубочных повестях. Вероятно, оттуда он был заимствован А. С. Пушкиным. Образ кота ученого - неотъемлемого представителя сказочного мира - он ввел в Пролог поэмы "Руслан и Людмила".

Баяльник. Колдун; знахарь. Баяльник (от «баять» — сказывать, говорить) характеризует колдуна как человека, способного «чаровать словами и звуками» (баюн — говорун, рассказчик); бахарь-говорун, а также лекарь (Ряз.).

Баян. Боян. Бог музыки и поэзии. Вещий мифический сказатель. Сын Тура и внук Велеса.

Баянная бабушка. Банная бабушка.

Беда. В пословицах, песнях и сказках демоническое существо, которое странствует по белу свету в поисках людей, обреченных несчастью, идет к ним навстречу, гонится за ними. "Беда спит, а по людям ходит", — утверждает народ. — "Беда ходит не по лесу, а по людям", "Где беда ни голодала, а к нам на пирушку попала", "Пришла беда — отворяй ворота!".

Бедовики. Бездольные. Некоторые люди так и родятся на свет горемыками; беда от них никогда не отвязывается: что бы они ни делали, обречено на неудачу, невзирая на все их старания. И помощь бесполезна: есть поверье, что несчастному бедовику ни в чем как самому не спорится, так он и в постороннее, сочувствующее семейство приносит несчастье. Поэтому его лучше в доме не держать.

Безрукий дедушка. Вихровой. Дух, находящийся в вихре. Эти духи вредят человеку, причиняют болезни, нервные расстройства. Сильный, разрушительный вихрь, который проносится весной, срывая крыши с домов и амбаров, называется крышенником. В нем во главе с дедушкой безруким переносится с места на место нечистая сила.

Безручка. В русских, украинских и белорусских сказках широко представлен сюжет «Безручка» или «Косоручка»: брат изгоняет из дома свою оклеветанную сестру и отрубает

Hosted by uCoz