Бадяйка - Банная староста
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел Б
__________________________________________________________________________
Бадяйка
Баенная матушка
Баенник
Баенный
Баечник
Баинка парушко
Бай-Баянай
Байник
Байниха
Байница
Байничек
Байнушко
Байный
Баканушка
Баларама
Балда
Балий
Балия
Балльник
Балор
Банная бабушка
Банная староста
__________________________________________________________________________

Бадяйка. Бадай.

Баенная матушка. Женский облик банника.

Баенник. Банник, байник, байнушко и др., белорус. лазьник — у русских и белорусов дух - обитатель бани. В четвертый пар, то есть после трех перемен моющихся, в баню ходить опасно: моются в это время баенник и другие нечистые. В бане нельзя стучать или громко говорить, иначе баенник рассердится и напугает. Выйдя из бани, ее хозяина надо поблагодарить. Если кто пожелает быть невидимым, тот должен во время Христовой заутрени прийти в баню и, найдя там ее хозяина, который в это время обыкновенно спит, снять с него шапку и бежать с нею как можно скорее в церковь. Успеешь добежать, прежде чем банник проснется, — будешь обладать шапкой-невидимкой, иначе же банник догонит и убьет. «Овинны, баенны, гуменны, подите царю мост мостить!» (Арх.).

Баенный. Банник.

Баечник. Перебаечник. Злой домашний дух. Появляется только ночью и не любит, чтобы за ним наблюдали. После страшных разговоров, историй можно слышать его тихий плач и глухие сдержанные стоны, прерывисто-краткий голос. Желательно не заговаривать с этими духами — добра не будет: можно опасно заболеть. Представляется баечник старичком, маленьким, неповоротливым. Баечник ходит босым, чтоб не слышно было, как он стоит над человеком с протянутыми над головой руками (хочет узнать страшно или нет}. Будет разводить руками до тех пор, пока рассказанное не наспится и человек не проснётся в холодном поту. Если в это время зажечь лучину, можно увидеть убегающие тени, это он. В доме их четыре-пять. Самый страшный - усатый перебаечник, у него усы заменяют руки. Защититься от перебаечника можно заклятьем, но оно забыто.

Баинка парушко. Вымывшись, не благословив, не перекрестив, оставляли на полке ведро и веник для банного, благодарили его: «Спасибо те, байнушко, на парной байночке» (Арх.); «Оставайтесь, баинка-парушка, мойтесь, хозяин и хозяюшка!» (Волог.).

Бай-Баянай. Якуты верили, что существует лесной дух, покровитель охоты и рыболовства — Бай-Баянай. Схож с Сендушным хозяином, одним из главных персонажей в пантеоне понизовщиков на Индигирке.

Байник. Банник, баенник, байнушко и др., у белорусов – лазьник. У русских и белорусов дух - обитатель бани.

Байниха. Дух бани в облике женщины. Есть в русских поверьях и байниха, банниха, банница (Арх., Свердл., Тобол.) — по-видимому, самостоятельный банный дух женского пола, характеризуемый не столь определенно, как обдериха, но в общем сходный по описаниям с банником: «Старые люди слыхали: как выйдешь из бани, а там еще хлещутся, парятся: это никто как банница».

Байница. Женский облик банника.

Байничек. «Севернорусские девушки берут землю из-под девяти столбов забора, бросают ее на каменку и приговаривают: „Байничек, девятиугольничек! Скажи, за кем мне быть замужем?“, потом отправляются в полночь в баню, завернув подол на голову, обнажают ягодицы, пятясь, входят в баню и приговаривают: „Мужик богатый, ударь по ж... рукой мохнатой!“ Если к телу прикоснется волосатая рука, жених будет богатым, если безволосая и жесткая, он будет бедным и лютым, если мягкая, у него будет мягкий характер» (3еленин, 1991).

Байнушко. Банник, баенник, байнник и др., белорус. лазьник — у русских и белорусов дух - обитатель бани. Вымывшись, не благословив, не перекрестив, оставляли на полке ведро и веник для банного, благодарили его: «Спасибо те, байнушко, на парной байночке» (Арх.).

Байный. Банник.

Баканушка. Разновидность духа-«хозяина», покровителя дома и его обитателей. Солдат, отправляющийся на службу, «близко подойдя к двери голбца, приглашает с собою идти добрых духов, живущих в доме: „Суседушка-баканушка, пойдем со мной“» (Сев.) Баканушка похож на домового.

Баларама. По преданию, Вишну вырвал у себя два волоса — черный и белый. Черный волос стал Кришной, а белый — Баларамой, его старшим братом.

Балда. Мифологизированный персонаж русских волшебных сказок о батраке и черте. При развитии основной мысли таких сказок, фантазия допускает два главных видоизменения: в одном разряде вариантов герой сказки не отличается особенною крепостью мышц, и если берет верх над чертом, то единственно хитростью; в других же вариантах он наделен сверхъестественной силой. Русское предание дает этому герою имя Балда, что прямо свидельствует за его близкое родство с Перуном и Тором. Слово «балда» — разить, ударять, рубить; от того же корня происходят «болт» и «булава». Понятна поэтому та великая богатырская мощь, какою наделен Балда в сказках: он может давать такие щелчки, что от них падают мертвыми бык и медведь.

Балий. Балия. Колдун; знахарь. Во Фрейзингенской рукописи употребляющееся в значении врача». В „Азбуковнике“ - „балия“ — ворожея, чаровник; бальство — ворожба“».

Балия. Балий. Колдун; знахарь. «Уже во Фрейзингенской рукописи употребляющееся в значении врача»; «в „Азбуковнике“ объясняется: „балия“ — ворожея, чаровник; бальство — ворожба“».

Балор. Балор, в ирландской мифологии одноглазый бог смерти, предводитель уродливых демонов-фоморов, правивших Ирландией до Племен богини Дану. Балор поражал врагов смертоносным взглядом своего единственного глаза, в который в детстве попали пары волшебного зелья, варившегося для его отца Дота. Во время битвы веко бога приподнимали четверо слуг. По всей видимости, Балор научился поражать людей на расстоянии у гиперборейцев. Гиперборейцы обладали ядерными технологиями, могли они знать и лазер, которым Балор поражал своих противников. Балор был иного племени, не ирландского. Судя по имени, князем этого племени был Бел, Белбог. Может быть это были боги этого племени. Потом, после появления собственной элиты, которую представляла Дану, Балор был изгнан из страны. Технологии же были утрачены.

Бальник. Баяльник.

Банная бабушка. Мифическое существо, обитающее в бане: дряхлая добрая старушка, лечит от всех болезней. Появление банной бабушки иногда непосредственно связано с родами: она сопутствует роженице и ребенку; обычно доброжелательна к слабым, больным. В баню раньше вместе с повивальной бабкой удалялась роженица и где она находилась в течение некоторого времени после родов. В бане бабка в воду, в которой будет мыть младенца, кладет три камешка, которые берет из избы, с улицы и из бани. Банная бабушка, Баянная бабушка, по-видимому, сверхъестественный «двойник» бабушки-повитухи; одновременно это и дух, «хозяйка» «бани-целительницы и бани-восприемницы». Упоминания о ней в материалах XIX–XX вв. немногочисленны.

Банная староста. Старшая над другими «хозяйка» бани. Упоминание о Банной старосте содержится в одной из быличек, записанных в 80-х гг. XX в.: «Когда-то родильница в бане мылась с ребенком и напросилась: „Банная староста, пусти меня в байну, пусти помыться и сохрани“. Вот байники идут и нацали ее давить. А банная староста говорит: „Зацем давите, она ведь напросилась, идите в другую баню, там не напросились“. В другой байне банники кого-то и задавили. А одна воду не оставила, ни капли. Ей банная староста и привиделась во сне. „Зацем, — говорит, — воду ни капли не оставила, у меня тоже ведь дети есть“» (Печ.) (Черепанова, 1996).

Hosted by uCoz