Архангелы - Атаман
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел А
_________________________________________________________________________
Архангелы
Архимандра
Архонты
Арысь поле
Асетник
Асила
Асилка
Асмогенчиха
Асмодей
Аспид
Аспид Змей
Аспида
Аспик
Астрал
Асы
Атаман
_________________________________________________________________________

Архангелы. Слово это греческого происхождения и переводится как «ангелоначальники», «старшие ангелы». Термин "Архангелы" появляется впервые в грекоязычной иудейской литературе предхристианского времени (греч. извод "Книги Еноха" 20, 7) как передача выражений вроде ("великий князь") в приложении к Михаилу ветхозаветных текстов (Дан. 12, 1); затем этот термин воспринимается новозаветными авторами (Иуд. 9; 1 Фесс. 4, 16) и более поздней христианской литературой. Церковная традиция различает девять чинов ангельских: Серафимы, Херувимы и Престолы (высшая категория); чины Господства, Силы и Власти (средняя); чины Начала, Архангелы и Ангелы (низшая). Последние стоят ближе всего к людям, наставляют и поддерживают их. Согласно христианской небесной иерархии, Архангелы занимают место непосредственно над ангелами. Религиозная традиция насчитывает семь архангелов. Главный здесь Михаил-архистратиг (греч. «верховный военачальник») — предводитель воинств ангелов и людей в их вселенской битве с Сатаной. Оружием Михаила служит пламенный меч. Архангел Гавриил известен более всего участием в Благовещении Деве Марии о рождении Иисуса Христа. Как вестника сокровенных тайн мира, его изображают с цветущей ветвью, с зеркалом (отражение тоже способ познания), а иногда со свечой внутри светильника — тот же символ сокрытого таинства. Архангел Рафаил известен как небесный целитель и утешитель страждущих. Реже упоминаются четыре других архангела. Уриил — это небесный огонь, покровитель тех, кто посвятил себя наукам и искусствам. Салафиил — имя верховного служителя, с которым связано молитвенное вдохновение. На иконах его пишут в молитвенной позе, с крестообразно сложенными на груди руками. Архангел Иегудиил благословляет подвижников, охраняет их от сил зла. В правой руке у него золотой венец как символ благословения, в левой — бич, отгоняющий врагов. Варахиилу отведена роль раздатчика вышних благ простым труженикам, прежде всего земледельцам. Его изображают с розовыми цветами. О семи небесных архангелах говорит и ветхозаветное предание. Их древнеиранская параллель — семь благих духов Аме ша Спента («бессмертных святых») находит соответствие мифологии Вед. Это указывает на индоевропейские истоки учения о семи архангелах, которое в свою очередь соотносится древнейшими представлениями людей о семеричной структур бытия как божественного, так и земного.

Архимандра. Дьявол, нечистая сила. «А что, если Архимандра приде?» (Тульск.).

Архонты. У греков «начальники», «правители». В христианских представлениях (особенно у гностиков) духи-мироправители. До эсхатологической катастрофы Земля находится во власти могущественных и таинственных, враждебных богу и человеку существ. Эта мысль довольно чётко выражена в канонических новозаветных книгах: сатана получает характерное наименование «архонт этого мира» (в традиционном переводе — «князь мира сего», Ио. 12, 31 и др.); речь идёт о духовной войне верующего на стороне бога «не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Эфес. 6, 12), о бессилии «ангелов», «начал» и «властей» («сил») отлучить христианина от любви божьей (Рим. 8, 38—39; «начала», как и «начальства» в Эфес. 6, 12 — это греч лексический вариант слова «Архонт»). В ортодоксальной христианской системе Архонты безусловно преданы злу, это вполне недвусмысленно бесы, слуги дьявола, как и он сам, они выступают как антагонисты бога-творца. Напротив, в гностических представлениях Архонты рассматриваются, во-первых, как существа амбивалентные, власть которых хотя и должна быть преодолена «совершенным» гностиком, но находится с замыслами бога в очень сложных отношениях, и, во-вторых, как творцы материального космоса, а заодно и нравственного закона как системы запретов и заповедей (в этой своей двуединой роли Архонтов у гностиков сливаются с Яхве — богом Ветхого завета). Это особенно явно в той гностической системе, которая рассматривает Ветхий завет как продукт инспирации со стороны семи Архонтов (седьмица — космическое число, ср. также Иран. Амеша Спента, христ. архангелы), между которыми поделены как имена и эпитеты библейского единого бога, так и имена ветхозаветных пророков (Иао, т.е. Яхве, «говорил» через Самуила, Нафана, Иону и Михея, Саваоф — через Илию, Иоиля и Захарию; верховный среди Архонтов— Иалдаваоф, рассматриваемый как отец превзошедшего его Иисуса Христа,— через Моисея, Иисуса Навина, Амоса и Аввакума и т.д.). У офитов (ранняя гностическая секта) Архонты имеют отчасти имена архангелов и зооморфное обличье; у Михаила лик льва, у Суриила — быка, у Рафаила — змия, у Гавриила — орла, у Фавфаваофа — медведя, у Ератаофа — пса, у Фарфаваофа или Оноила («осло-бог») — осла; между этой семёркой Архонтов стихии и народы поделены по жребию. Верховный Архонт, отождествляемый также с Абраксасом, дух космического целого, не будучи абсолютно злым, пребывал, однако, в греховном невежестве относительно существования бесконечно превосходящего его абсолютного бога, за которого принимал самого себя; вывести его из этого заблуждения призван его сын, превосходящий его мудростью и благостью. Иногда, как в гностической системе Василида, образ верховного Архонта раздваивается на «великого Архонта», царившего от Адама до Моисея, и «второго Архонта», даровавшего при Моисее Закон.

Арысь поле. Сказочное, быстрое, как ветер, существо, в которое обратилась молодая женщина, коварно заколдованная злой мачехой-ведьмой. Арысь-поле сделалась предводительницей звериной стаи, только изредка, по ночам, прибегала домой, чтобы покормить своего ребенка. Три ночи только и могла Арысь-поле превращаться в женщину, а потом должна была убежать за тридевять земель — и только ее и видели! К счастью, муж красавицы похитил у ведьмы чародейный прутик, трижды ударил им заколдованную жену — она перекинулась через голову и вновь обернулась той же красавицей, еще лучше прежнего.

Асетник. Белорусское название русского овинника.. Асила. От Велеса Асилы свой род ведут великаны-асилки и волотоманы, кои смешались с предками белорусов, поляков и кельтов.

Асила. Велес. Друды происходят от Анта Велесича и Прии Богумировны. Они смешались с актами, к которым относят своих предков некоторые казачьи и черкесские роды. От Велеса Асилы свой род ведут великаны-асилки и волотоманы, кои смешались с предками белорусов, поляков и кельтов.

Асилка. Асилки (осилки, велеты) — богатыри-великаны. Когда-то на землях Руси жили и иные волшебные народы - лесные друды, великаны-асилки, или волотоманы, также чудь белоглазая, жители пещер паны, псиголовцы, одноглазые орики, женоуправляемые ягыни и другие. Все они - людского племени, часть их смешалась со славянами, часть - с иными народами. А духи их по сию пору бродят по Руси, охраняют древние курганы. От Велеса Асилы свой род ведут великаны-асилки и волотоманы, кои смешались с предками белорусов, поляков и кельтов. В мифах восточных славян упоминаются жившие в древние времена великаны, которые создавали реки, воздвигали горы. Когда же они сердились, вырывали с корнями деревья, сбрасывали камни с гор, устраивали бури и штормы. Играючи, бросали в небо булавы, чем вызывали гром. Возгордившись своей силой, великаны стали угрожать небесным богам, рассердили их и были ими уничтожены. По белорусскому поверью, «асилки» (богатыри-силачи) имеют в своем теле так называемые чертовы ребра. Асилки, осилки, велеты — в восточнославянской мифологии великаны-богатыри. Жили Асилки в древние времена и, по некоторым мифам, создавали реки, воздвигали утесы и т.п. Возгордившись своей силой, Асилки стали угрожать Богу и были им уничтожены. В белорусских преданиях Асилки выкорчевывают деревья, откидывают или разбивают камни каменным оружием. Иногда за каменной стеной, разбитой Асилками, обнаруживали похищенных змеем людей. Фольклорные мотивы, связанные с Асилками (подбрасывание в небо булавы Асилками, отчего гремит гром, победа над змеем и т.п.), позволяют считать мифы об Асилках вариантами мифа о борьбе громовержца (см. Перун) с его противником, змеем. Название «Асилки» предположительно связано с индоевропейским корнем *ak - «камень, каменное небо».

Асмогенчиха. Знахарка (Забайк.) Знахарка, лечащая травами, прозвана Асмогенчихой из-за травы смоген (панцерия шерстистая), наделенной, по мнению забайкальцев, особо целительными свойствами.

Асмодей. Злой дух, соблазнитель, Дьявол, Сатана; бес.

Аспид Змей. Меч самосеек. В сказании о Вавилоне - граде меч - самосек носит название “Аспид-змей” и наделен чёртами оборотня (превращается в змея).

Аспид. По повериям древних, это крылатая змея, которая нос имеет птичий и два хобота. В старинных Азбуковниках встречается упоминание об аспиде - это змей (или змея, аспида) "крылатый, нос имеет птичий и два хобота, а в коей земле вчинится, ту землю пусту учинит". То есть все кругом разрушится и опустошится. змея или змей; камень. «Раб Божий Фёдор вошел в жилище змея и там нашел свою мать, убранную как дева и украшенную золотом и серебром. Двенадцать больших змеи обвили ее, а перед ней была мерзкая змея аспида» (Житие Федора Тирона). Упоминания об аспидах, «пестрых змеях», «баснословных змеях-аспиках» встречаем в старинных азбуковниках и заговорах «Аспид есть змея крылатая, нос имеет птичий и два хобота, а в коей земле вчинится, ту землю пусту учинит». Одно из наиболее подробных описаний аспиды приведено М. Забылиным: «На мрачном, суровом, лесистом севере народная фантазия помещала змею аспиду; эта змея, по народному мнению, жила в печерских горах, не садилась па землю и на камень». Заговорить, уничтожить разрушающую все вокруг себя аспиду могли, по поверьям, колдуны, «знахари обаянники», которые использовали нелюбовь аспиды к «трубному гласу»: «Пришедше же обаянницы, обаяти ю, и копают ямы, и садятся в ямы с трубами, и покрывают дном железным и замазываются суглинком, и ставят у себя уголие горящее: да разжигают клещи и егда вострубят, тогда она засвищет, яко горы потряситися, и прилете к яме, ухо свое приложит на землю, а другое заткнет хоботом... Мечущуюся „от трубного гласа“ аспиду знахари обаянники хваталп и держали раскаленными клещами, пока она не погибала». Некоторые исследователи (Н. Сумцов) считают, что змеи-летавцы и упыри народных поверий — существа, сходные с «книжным» аспидом. Аспид - не только змея, но и камень. Его описание приводится в «Книге, глаголемой прохладный вертоград» (XVII в.). Нательный крест из камня аспида оберегал от лихорадки. Старинное значение слова «аспид» — «яшма, пестрый плитняк», — очень отдаленно, но перекликающееся с уральскими поверьями о змеях-«хозяйках» подземных недр, которые таятся среди камней, — приводит и В. Даль. У крестьян Архангельской губернии аспид — «ехидный», но опять-таки «связуется с представлением о змее». В какие края Аспид летать повадится, те места опустошит. Живет аспид в горах каменных и на землю никогда не садится: только на камень. Его невозможно убить стрелою, можно только сжечь. Аспид напоминает Змея Горыныча русских сказок, а также василиска — чудовищного змия, убивающего одним взглядом, и Ехидну — деву змееголовую, которая, по древнему преданию, родила от Геракла Артоксая, Липоксая и Колоксая — трех родоначальников скифских племен, а значит, отчасти, и прапредков славян. По народному поверью, можно встретить в мрачных северных горах и что на землю он никогда не садиться, а только на камень. Заговорить и извести змея - разрушителя можно лишь "трубным гласом", от которого горы сотрясаются. Тогда оглушенного аспида колдун или знахарь хватал раскаленными клещами и удерживал, "пока змей не погибал".

Аспида. Одно из названии змея в заговорах.

Аспик. Аспид, Аспик, Аспида.

Астрал. Волосыни — небесное созвездие — могло пониматься и как образ небесного стада, пасомого Солнцем или Месяцем, и как астрализованный образ женщины.

Асы. Северного происхождения, из тулейцев. По легендам они спустились из северных областей. В скандинавской мифологии асы - основная группа богов во главе с Одином, отцом большинства асов, которые любили, сражались и умирали, поскольку, подобно людям, не обладали бессмертием. Эти боги противопоставляются ванам (богам плодородия), великанам (етунам), карликам (цвергам), а также женским божествам — дисам, норнам и валькириям. Они жили в небесной крепости Асгард, которая соединялась с землей людей, Мидгардом, радужным мостом Биврёст. Асам — богам-воинам поклонялись герои и короли. Асами, кроме Одина были двадцать семь богов-воинов и двадцать две богини. В мифах наиболее известны Бальдр, Борр, Браги, Бури, Видар, Вали, Ве, Вили, Дагр, Деллин, Локи, Магни, Тор, Тюр, Форсети, Хед, Хеймдалль, а также богини Эйр, Идунн, Нотта, Сага, Сигинн, Соль, Фригг, Фрейя. Собственно, в скандинавской мифологии две группы богов - асы и ваны. Асы - жители небесного города Асгарда. В древности асы воевали с ванами, но затем решили заключить мир и обменялись богами. Асы отправили к ванам Хенира и Мимира, а ваны послали в Асгард Ньёрда, Фрейю, Фрейра и мудрого Квасира, похожего на русского Квасуру, к тому времени уже активно культивировавшимся среди руссов и славян в течение тысячи лет, со времён скифов.

Атаман Рощин. По русскому преданию, атаман разбойников и колдун Рощин зарыл во Владимирской губ. много кладов, причем каждый раз клал на крышку сундука с золотом отрубленную Голову человека, который как бы становился сторожем сокровища.

Атаман. В Ведах - Атманиведана - жертвенность, предание себя Богу. В русских поверьях есть атаман леших, ветер – атаман.

Hosted by uCoz