Антихрист - Ариец
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел А
______________________________________________________________________
Антихрист
Антонос
Анцибол
Анцыбал
Анцыбул
Анцыпар
Анчибал
Анчибил
Анчихрист
Анчутик
Анчутка
Аншихрист
Аполлон
Аполлоний
Апостол
Апраксия
Апрелевский домовой
Арась
Арбуй
Ардат Лили
Ардвисура Анахита
Аред
Ариец
_________________________________________________________________________

Антихрист. Представления народа об Антихристе, сложившиеся под влиянием библейского учения, сочинении отцов церкви и апокрифов, пронизаны ожиданием неизбежною конца света. Россия приняла христианство из Византии в то самое время, когда там вопрос о близости кончины мира был в полном разгаре. облик Антихриста фантастичен, страшен. «Видение лица его мрачно: власи глави его остри, яко стрелы, вид ему яко и дивьяку, око ему деспое аки и звезда заутра восходящая, а другая аки льву, уста ему локти, зубы ему пяди, персти ему аки и серпи, стопа ногу его пядию двою, и на лици его пишется Антихрест». В представлениях народа Антихрист, воплощение Сатаны, не только именуем «зверем», «змием», но принимает обличья огромного змея или чудовища. Рожден Антихрист будет черницей. Сидя в келье, она услышит птицу, «поющую таковые песни, иже ни ум человеч возможет разумети. Она же открывши оконца и хотя обозрети птицу, птица же взлетевши и зашибет ее в лице», «и в том часу зачнется у нея сын пагубе, окаянный Антихрист». Антихрист потребует прийти и поклониться ему, налагая на поклоняющихся «антихристову печать» и выдавая за это «мало снеди». Все сокровища и власть в этот момент сосредоточатся в руках Антихриста, а на земле наступят невиданные засуха, голод, «реки потекут кровью». Отказ поклониться Антихристу станет равносилен смерти от голода и жажды. «Антихрист будет обольщать мир своими знамениями и чудесами по пущению Божню, потому что исполнилось нечестие этого мира; настало время искусить людей духом льсти, — говорится в Слове Ефрема Сирина, пользовавшемся особой любовью древнерусских читателей. — И велик нужен подвиг для верных, чтобы устоять против тех чудес и знамений, какие он совершит». Для обличения Антихриста Господь пошлет Иоанна Богослова, Еноха, Илию, но Антихрист убьет их. Ему поклонятся все живущие на земле, «не записанные в книге у Агнца» и отмеченные печатью Антихриста на правой руке или челе. Однако Антихрист не оправдает надежд голодных, они «разочаруются и восплачутся». Продлившись три с половиной года, царство Антихриста закончится вторым пришествием Христа и Страшным Судом — «тогда явится знамение Сына Человеча с небеси силою и славою многою». На картинах Страшного Суда (излюбленная тема русских иконописцев) «Ангел показывает Даниилу четыре царства погибельных — Вавилонское, Мидское, Перское, Римское, еже есть Антихристово. По русскому преданию, греческий проповедник «показал Владимиру картину Страшного Суда, причем объяснил ему, что если кто в их веру вступит, то, умерши, воскреснет, и не умрет после вовеки, если же в другой закон вступит, то на том свете в огне гореть будет, и этим произвел сильное впечатление на Владимира». На Руси «непрерывающееся» ожидание пришествия Антихриста и конца света усиливалось в переломные моменты истории. «Ныне последнее время и летам скончание приходит и конец веку, — говорится в послании митрополита Киприана (XIV в.). — Бес же весьма рыкает, хотя всех поглотить, по небрежению и лености нашей. Ибо оскудела добродетель, перестала любовь, удалилась простота духовная, и зависть, лукавство и ненависть водворились». Сходная мысль — о близости кончины мира по истечении 7 тысяч лет от его сотворения — развивается и в житии Сергия Радонежского, «воссиявшего», по мнению автора жития, именно перед концом света. Своеобразие связываемых с Антихристом представлений заключается и в том, что начиная с XVII в. государство устойчиво воспринимается рядом россиян как Антихристово. Часть русского населения (и более всего, даже по смягчении гонений на них, — раскольники) живут в условиях «длящейся кончины мира», расцвеченной разнообразными государственными неурядицами. Некоторые полагали, что Антихрист проник не только в гражданское общество, но и в стихии — землю, воду, огонь.

Антихрист. Связанный в народном сознании с нечистой силой, «чужой» этнос может стать причиной появления в мире Антихриста перед концом света. Современные польские фольклорные легенды говорят о том, что «Антихрист уже родился в Китае — от еврейки-прелюбодейки и язычника» или что «Антихрист уже родился. Ему уже 25 лет. Родился в 1957 г. в Китае или в Вавилоне, от еврейки-проститутки и Святого Духа».

Антоност. Вариант названия Алконоста.

Анцибол. Можно трактовать мифологические названия антипка, анцибол как славянский языческий субстрат (представления о враждебных болотных духах), центром кристаллизации которого стало личное имя Антипий, вошедшее в святцы православия.

Анцыбал. Болотный черт; водяной; Дьявол, Сатана. Название анцыбал нередко относится к нечистой силе, обитающей в болоте. Это наименование закрепилось в бранных выражениях: «Ах ты, анцыбал этакой!» (Курск.), «Анчибал ты проклятый!», «Чтоб тебя подхватил анчибил!» (Орл.). На Урале кочечного, болотного лешего именуют «анцыбал».

Анцыбул. Анцыбал. Болотный черт; водяной; Дьявол, Сатана.

Анцыпар. Ничыпар. Самый старый чёрт. В Белоруссии было распространено верование, что АД — пекло, находится под землей в болоте, что сама земля натянута, как кожа или шкура, над водой, а в этой воде на самом дне помещен ад, наполненный грешниками и чертями. Ими управляет самый старый черт Анцыпар, Ничыпар, постоянно живущий в аду «на 12 цепях, за 12 дверями». Подобные представления об аде известны в сказках и быличках.

Анчибал. Анцыбал. У Орловских – это болотный черт; водяной; Дьявол, Сатана.

Анчибил. Анцыбал. У Орловских – это болотный черт; водяной; Дьявол, Сатана.

Анчихрист. Антихрист.

Анчутик. Анчутка. На Смоленщине анчутик — «странное название чёрта, который садится на ноги тому, кто за столом болтает ногами во время еды, — обыкновенно им пугают детей и подростков».

Анчутка. В восточнославянской мифологии нечистый дух славян, злой дух, бес, кикимора, бесёнок, водяной чертёнок, обитающий в болоте, имеет крылья. Помощник водяных болотных, Ещё его называют «беспятым», «беспалым»; хромота — одна из основных примет нечистой силы. Анчутка - одно из наиболее распространенных названий нечистой силы. Анчутка - одно из русских названий чертенят. Анчутка — одно из наиболее распространенных названий нечистой силы, чёрта, чертиков. Возможно, оно произошло в результате изменения литовского слова Anciute — «маленькая утка». Действительно, анчутка, чертик — существо, связанное с водой, болотом, при этом он быстро передвигается (летает). Согласно общераспространенным поверьям, нечистая сила, в том числе черт, «очень любит воду и не упускает возможности поселиться в ней». На юге России анчутку описывают как водяное страшилище, живущее в реках и прудах; им пугают детей. Иногда Анчутками называют водяных, болотных. Обычные его эпитеты — «беспятый» («беспятая»), «роговой», «беспалый» — означают принадлежность к «нечистой силе». Выглядет якись собачатко, як ото шарча, лежить и пятка у него одна на одной нози обсмалена. Завернётся в клубочек, та мугиче. Опытные, пожилые деревенские хозяйки советуют: "Во время грозы нельзя быть с растрепанными волосами, в подоткнутом платье — много места тут укрываться анчутке беспятому (бесу). На Юге России анчутку описывают как водяное страшилище, живущее в реках и прудах; им пугают детей. На Смоленщине анчутик - "странное название чёрта, который садится на ноги тому, кто за столом болтает ногами во время еды, - обыкновенной им пугают детей и подростков." Анчутку нередко представляли с гусиными пятками и свиным пятачком. На Орловщине и Тамбовщине анчуткой именовали домового, а в Калужской губернии — лешего. На Смоленщине анчутик — «странное название чёрта, который садится на ноги тому, кто за столом болтает ногами во время еды, — обыкновенно им пугают детей и подростков». Эпитеты «беспалый» и «беспятый» характеризуют «нечеловеческий» облик анчутки-чёрта (чёрта нередко представляли с гусиными пятками).

Аншихрист. Антихрист.

Аполлон. Греческий Бог. Одна из ипостасей русского Бога Рода. Византийский писатель Григорий, живший в XII веке, в «Слове об идолах» сообщал, что культ Рода — это одна из мировых религий. Он доказывал, что Роду некогда поклонялись в Египте (под именем Осириса), Вавилоне, Греции (там его якобы знали как бога Аполлона), Риме и славянских землях. Он утверждал, что Род — одно из высших божеств, почитаемое в разных уголках земли. Вероятно, Даждьбог мог, вслед за белым Свентовитом, соотноситься с Аполлоном (Таргелием) как бог солнечного света. Мудрецы и служители Аполлона (его ипостась) Абарис и Аристей, обучавшие греков считались выходцами из страны гипербореев. Они владели символами бога (стрелой, вороном и лавром Аполлона с их чудодейственно силой.

Аполоний. Полагали, что от зубной боли защищали свв. мученики Антипий (11.IV), Фоманида (13.IV), Тихон (29.VI), Аполония (9.II) и др. Страдавшие зубной болью праздновали дни этих святых, молились им.

Апостол. Втайне от Христа апостолы ели и выплюнули остатки трапезы, которые стали потом грибами (западные славяне, украинцы и белорусы).

Апраксия. Былины не раз упоминают жену Владимира Апраксию (Евпраксию, Опраксу, Апраксеевну и т.п.) — королевишну, и один из былинных сюжетов посвящен тому, как Добрыня Никитич и Дунай едут к литовскому королю и сватают Апраксию в жены Владимиру (в этом же сюжете упоминается и ее сестра Настасья, ставшая женой Дуная и вместе с ним погибшая). Апраксия в одних случаях — достойная жена своею мужа, гостеприимная, ласковая и мудрая (иногда, когда Владимир ссорится с богатырями, она поддерживает последних и способствует примирению Владимира с ними); в других случаях она оказывается “злой”, недостойной женой, симпатии которой обращены к Тугарину. В былине о Чуриле при дворе Владимира она так увлеклась красавцем-стольником, что загляделась и, разрезая мясо, порезала себе руку (ср. сходный эпизод в связи с библейским Иосифом Прекрасным); своего мужа князя Владимира она упрашивает сделать Чурилу постельником и т.п.

Апрелевский домовой. Народ верит, что 1 апреля просыпается Апрелевский домовой, и потому нужно всячески обманывать друг друга, чтобы сбить его с толку. Отсюда и повелся обычай: "Первый апрель — никому не верь". В апреле вообще девушки стараются обмануть как можно больше людей в уверенности, что в таком случае женихи не проведут их, а напротив, они будут водить молодых людей за нос.

Арась. Очаг, костёр. Огонь в представлениях обских угров различался по своей изначальной природе. Он мог быть «божественным», «громовым», полученным от молнии бога громовника Сяхыл-Торума; мог быть «деревянным», возникшим в результате трения, «каменным» – при высечении из кремня. «Домашний огонь» – огонь очага – обладал наибольшей силой. Богом очага и дома у лозьвинских манси считался Ловья-хум, обитающий в бревенчатом доме в трубе (сёвал ), а в конусообразном (ерн-кол ) – в костре. При постройке нового жилища ему приносились дары – платки с завязанными в них монетами. По мнению манси, это должно было привлечь Ловья-хум поселиться в доме.

Арбуй. Волхв, кудесник-иноземец. Кудесник у русских. «По всему финскому северо-востоку славились своим обаятельным владычеством над народными умами финские волшебники, кудесники, кебуны, арбуи...» (Щапов, 1906). Название Арбуй , сохранившееся на Псковщине в бранных выражениях, встречается в новгородских и псковских памятниках с XVI в. В 1532 г. новгородский архиепископ Макарий указывал духовенству Вотской пятины, что среди местной паствы многие «заблудившиеся от христианства» в церковь не ходят, а призывают арбуев (волхвов, кудесников) и «молятся по своим мольбищам, древесам и каменьям»; арбуи же «смущают христианство своим нечестием». Влияние арбуев, колдунов-иноземцев, традиционно почитаемых особо «сильными», простиралось и далее Новгородчины. В Стоглаве упоминаются «лихие бабы-кудесницы, знавшие колдовство чудских арбуев». Они поступали в просфирни и, по просьбе суеверных христиан, «над просфорами, и над кутьями, и над свещами, также и над богоявленской водой, волхвовали и приговаривали, яко же арбуи в Чюди».

Ардат Лили. Шумерский демон, к названию которого восходит имя первой женщины Лилит.

Ардвисура Анахита. Иранская богиня. Золотая Баба – Калтась (манси). Очевидно, образ Калтась в его традиционном прочтении связан с контаминацией бытовавшего у уральцев древнего культа матери-прародительницы и соответствующего ей персонажа иранской мифологии.

Аред. Старый и злой ведун, колдун, знахарь; нечистый дух; черт. Название нечистого духа, чёрта и связанного с ними особо злого колдуна — Ареда — результат трансформации имени одного из самых ненавистных народу персонажей Священного Писания — Ирода (Ирод — Иаред — Аред). В народных воззрениях это персонаж собирательный, отождествляемый то с правителем Галилеи, виновным в гибели Иоанна Крестителя, то с царем иудейским, по приказу которого избивали младенцев в Вифлееме Подразумевая особую жестокость Ирода—Ареда, крестьяне говорили: «Аредское дело самое злое, ехидное, сатанинское». «Об Ироде, оставшемся в предании типом тирана и мучителя, сохраняется всеобщая в народе уверенность, что он в наказание от Бога за свои злодеяния был живой изъеден червями». По некоторым поверьям, Аред— очень старый колдун, живущий «Мафусаиловы годы», откуда и возникла поговорка «Он живет Аредовы веки, Мафусаиловы годы». Мафусаил в ветхозаветных преданиях — один из праотцов человечества, прославившийся долголетием: он прожил 969 лет. «Я иду, а он на меня как аред из-за дверей, уж я креститься начала» (Калуж.); «Тогда Буря-богатырь приподнял ее [свинью, в которую обратилась Баба Яга] и со всего размаха ударил о сырую землю, свинья рассыпалась аредом» [из сказки] (Оренб.).

Ариец. Последователь Ведической культуры, человек, целью жизни которого является достижение духовного совершенства. Этого можно достичь только следуя Путём Прави – Путём к Богу, в согласии со своим предназначением на Земле. Следовать пути Прави значит исполнять обязанности перед Богом, обществом и собою. Это значит - заботится о своей бессмертной душе (смертно лишь тело). Жизнь человека подобна искре, которая неизбежно угасает. Но она исполнена великого смысла, если следовать Пути Прави.

Hosted by uCoz