Алёша Попович - Альбинос
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел А
_______________________________________________________________________
Алёша Попович
Алёшенька (Кыштымский)
Алкион
Алконос
Алконост
Алксей
Алмосты
Алтаин Салым Салама
Альбинос
_________________________________________________________________________

Алёша Попович. Мифологизированный образ богатыря в русском былинном эпосе. Алеша Попович как младший входит третьим по значению в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем. Алеша Попович — сын ростовского попа Ле(в)онтия (редко Федора). Всех богатырей объединяет общее происхождение из северо - восточной Руси (Муром, Рязань, Ростов), поездка в Киев, сопряженная с поединком с чудовищем, богатырская служба в Киеве при дворе князя Владимира Красное Солнышко. Алешу Поповича отличает не сила (иногда даже подчеркивается его слабость, указывается его хромота и т.п.), но мужество, удаль, натиск, с одной стороны, и находчивость, сметливость, хитроумие — с другой. Иногда он хитрит и готов идти на обман даже своего названого брата Добрыни Никитича, посягает на его права; он хвастлив, кичлив, излишне лукав и увертлив; шутки его иногда не только веселы, но и коварны, даже злы; его товарищи - богатыри время от времени высказывают ему свое порицание и осуждение. В целом образ Алеши Поповича отличается определенной противоречивостью и двойственностью. Одним из наиболее архаичных сюжетов, связанных с Алешей Поповичем, считается его бой с Тугарином. Алеша Попович поражает Тугарина по пути в Киев или в Киеве (известен вариант, в котором этот поединок происходит дважды). Тугарин грозит Алеше Поповичу задушить его дымом, засыпать искрами, спалить огнем-пламенем, застрелить головнями или проглотить живьем. Бой А.П. с Тугарином происходит нередко у воды (Сафаст-река). Одолев Тугарина, Алеша Попович рассек его труп, разметал «по чисту полю». Сходным вариантом сюжета о бое Алеши Поповича с Тугарином является былина «Алеша убивает Скима-зверя», где противник Алеши Поповича многим напоминает Тугарина. Рождение Алеши Поповича было чудесным, напоминающим рождение Волха: оно сопровождается громом; «Алешенька Чудородыч млад», едва родившись, просит у матери благословенья погулять по белу свету, не пеленать его пеленами, но кольчугою; он уже может сидеть на коне и владеть им, действовать копьем и саблей и т.п. Хитрость и ловкость Алеши Поповича сродни «хитростям-мудростям» Волха, а его шутки и проделки близки магическим превращениям Волха. Женой Алеши Поповича в былинах о нем и сестре Збродовичей (Петровичей и т.п.) становится Елена (Петровна), она же Еленушка, Олёна, Олёнушка (Еленой зовется и жена Волха). Это женское имя как бы подверстывается к имени Алеши Поповича (варианты — Олеша, Валеша и Елешенька): Олёша — Олёнушка, Елешенька — Елена и Олёнушка, и таким образом формируется «одноименная» супружеская пара, подобная Волос - Велес — Волосыня или Ёлс — Елёсиха. «Матримониальная» неудача Алеши Поповича повторяется и в былинах о неудачном сватовстве Алеши Поповича к жене Добрыни Никитича Настасье Никулишне во время отсутствия ее мужа (Алеша Попович распространяет ложный слух о гибели Добрыни) и в одном из вариантов былины об Алеше и сестре Збродовичей, где братья отсекли Алеше Поповичу голову за то, что он опозорил их сестру (в остальных вариантах этого сюжета грозит Алеше Поповичу опасность, как и сестре Збродовичей Настасье Збродовичне, которой братья собираются отсечь голову). Когда сестра должна вот-вот расстаться с жизнью, Алеша Попович просит не губить ее и отдать ее ему в жены. Наиболее вероятно, что историческим прототипом А.П. был некий Александр Попович, погибший в битве при Калке в 1224 г., как об этом сообщает летопись. Характерны архаичные реликты в описаниях самого Алеши Поповича и всех трех богатырей (см. Илья Муромец, Добрыня Никитич), в состав которых он входит: во всех этих персонажах просвечивают их некогда более тесные связи с хтонической стихией, и поэтому при глубокой реконструкции три былинных богатыря могут быть сопоставлены со сказочной триадой — Горыня, Дубыня и Усыня. В содержании отдельных былин не трудно заметить: разновременные наслоения (тип Алеши Поповича), смешение нескольких первоначально самостоятельных былин в одну (Вольга Святославич или Волх Всеславич), т.е. объединение двух сюжетов, заимствования одной былины у другой (по Вольнеру, начало Былины о Добрыне взято из Былины о Вольге, а конец из Былины о Иване Годиновиче), наращения (былина о Соловье Будимировиче у Кирши), большая или меньшая порча былины (рыбниковская распространенная Былины о Берином сыне, по Веселовскому) и т.п. Александр или Олешко Попович упоминается неоднократно в летописи, но события, связываемые с его именем, отделены одно от другого промежутком почти в 250 лет. В никоновской летописи говорится: "В лето 1000 прииде Володарь с половцы х Киеву... И изыде нощию во сретение им Александр Попович и уби Володаря, и брата его и иных множеств половец изби, а иных в поле прогна. И се слышав Володимер и возрадовася зело". Далее, в тверской летописи имя Александра Поповича связывается с княжескими усобицами 1216 года; наконец, в суздальской летописи, в рассказе о калкском побоище, говорится: "И Александр Попович ту убиен бысть с теми 70 храбрыми". Образ Алеши Поповича, по-видимому, пережил эволюцию, обратную той, какую испытал Илья Муромец: значение Алеши сузилось, и самый тип его, вероятно - под влиянием отчества "Попович", принял отнюдь не богатырские черты: он "бабий пересмешник", у него "руки загребущие" и т. д. Алеша является главным действующим лицом в двух былинных сюжетах: о битве с Тугарином; о сестре Збродовичей. Кроме того, он является как эпизодическое лицо в ряде былин об Илье и Добрыне. Алеша в былинах является хитрым, коварным, что дает повод Оресту Миллеру сопоставить его с скандинавским Локи. В борьбе Алеши с Тугарином одни видят отражения византийских сказаний о змеях-богатырях; другие - отражение исторической борьбы с половцами, причем имя Тугарина сопоставляется с именем половецкого хана Тугаркана. В былине о сестре Збродовичей Алеша является в некрасивой роли хвастуна, оклеветавшего девушку, которую поверившие клевете братья убивают. Исторического элемента в последней былине нет.

Алёшенька. http://www.iamik.ru. В Кыштыме появился маленький уродец, похожий на ребёнка, с большой головой. У него какая-то своя история, как он появился и почему его прозвали Алёшенькой. Но кто его увидит, тот долго не живёт. Ровно десять лет назад мир облетела весть о Пришельце Алёшеньке из уральского города Кыштыма. Именно там, в Озерске (Челябинск-65), расположен печально знаменитый комбинат «Маяк». В 1957 году, в результате взрыва емкости с радиоактивными отходами (равнозначного взрыву 70–100 тонн тринитротолуола), радиоактивным облаком в 20 миллионов кюри накрыло четыре области — Челябинскую, Свердловскую, Курганскую и Тюменскую. Последствия той катастрофы не преодолены и поныне. От этого Алёшеньки, говорят, осталась мумия. Длина мумии чуть больше 20 сантиметров, цвет — серовато-зеленый. На животике и боках желтоватые пятна. Конечности, позвоночник, лопатки, ребра — как у недоразвитого младенца. На тельце нет ни ушных раковин, ни пуповины, ни половых органов. Череп шлемовидной формы напоминал нераскрывшийся бутон кувшинки. От теменной части головы через всю лицевую часть по центру проходил килевидный выступ. Нижней челюсти вообще нет. Кстати, в Кыштымской плащанице человеческих генов не обнаружено. Голова Алёшенька собрана как кувшинка, шлемовидной формы и составлена всего из четырех костных пластин. А череп человека состоит из шести пластин, каким бы он мутантом или уродом ни был. Кости не хрящевидные, как должно быть у человеческого младенца, а вполне нормальные, трубчатые. Что для человеческого младенца просто невозможно. На спиралеобразном позвоночнике я нашел остатки пушкового волоса.

Алкион. Алконос. Алконост. Морская птица, согласно книжным легендам, откладывающая яйца в морскую глубину и высиживающая птенцов на море. В течение семи дней, пока птица высиживает яйца, и следующих семи дней, пока она кормит птенцов (алконостовы, или алкионовы дни), на море царит штиль.

Алконос. Алкион. Алконост. Морская птица, согласно книжным легендам, откладывающая яйца в морскую глубину и высиживающая птенцов на море. В течение семи дней, пока птица высиживает яйца, и следующих семи дней, пока она кормит птенцов (алконостовы, или алкионовы дни), на море царит штиль.

Алконост. Алконос, Алкион. Сказочная райская птица, в апокрифах и сказаниях птица грусти и печали. Также и морская птица, согласно книжным легендам, откладывающая яйца в морскую глубину и высиживающая птенцов на море. В течение семи дней, пока птица высиживает яйца, и следующих семи дней, пока она кормит птенцов (алконостовы, или алкионовы дни), на море царит штиль. Изображалась на лубочных картинках с крыльями и человеческими руками, телом и лицом женщины. Образ Алконоста восходит к греческому мифу об Алкионе, бросившейся в море и превращенной богами в зимородка. Алконост несет яйца на берегу моря и, погружая их в глубину моря, делает его спокойным на шесть дней. Услышавший пение этой птицы, забывает обо всём на свете. Сюжет об Алконостe восходит к свидетельствам античных писателей Аристотеля («История животных») и Плиния («Естественная история») о зимородке (гр. «алкион», лат. «гальцион»), который в середине зимы откладывает яйца в прибрежный песок. В христианской книжности рассказ об Алконосте впервые встречается в «Шестодневе» Василия Великого (IV в.), а среди славянских памятников — в «Шестодневе» Иоанна Экзарха Болгарского (IX-Хвв.), где в результате прочтения алкуон ест(ь) морская птица как алкуонестъ морская птица впервые появляется название «алконост», закрепившееся в древнерусской книжности. В «Толковой Палее» (и заимствовавших из нее рассказ об Алконост древнерусских словарях-азбуковниках XVI-XVIIBB.) Алконосту приписывается свойство откладывать яйца в морскую глубину и выводить птенцов, сидя на поверхности воды. В более поздних версиях сказания, содержащихся в сборниках XVII-XVIII вв., говорится, что Алконост высиживает птенцов, плавая в гнезде по морю. Алконост символизирует Божий промысел и Божье милосердие. Некоторые черты Алконоста (высиживает птенцов на море) придаются птице Страфиль в русских духовных стихах о Голубиной книге и Егории Храбром. С XVII в. в Хронографах упоминаются две антропоморфные «райские птицы» — Сирин и Алконост, пленяющие людей своим пением так, что «душа из тела исходит». В XVII-XVIII вв. появляются лубочные изображения Алконоста с человеческим лицом и короной на голове и Сирина в венце. Женоподобный Алконост кроме крыльев имеет еще пару человеческих рук, в которых держит цветущую ветвь и свиток с цитатой из Пс. 91: «Праведник, яко финикс, процветет...». Этот образ получил широкое распространение в народном искусстве (лубок, гравюра, прикладное искусство) и искусстве эпохи неоромантизма («Песни радости и печали» В.М. Васнецова). Алконост - светлая птица, инкарнация (воплощение) Хорса. Сестра других светлых птиц - Рарога, Стратима. Управляет ветрами и погодой. Когда она рождает детей на "крае моря", семь дней стоит безветренная погода. Алконост - зоревая птица, рассветная, - та, что яйца кладет на краю земли - в сине море у самого берега. Если птица эта вострепенётся – море синее восколышется, разгуляются ветры буйные, разойдутся великие волны. На восточных ветвях дерева свил гнездо Алконост, а на западных - птица Сирин. Дерево то с под камня у Рипейских гор к небу протянулось, а корнями ушло в Землю-матушку. Под камень тот подтекала речка сырая, а водичка в ней вся слезовая, а в той реченьке струйка малая, струйка малая вся кровавая. Боян один из немногих, кто умеет слышать пророчества птицы Гамаюн, кому навевает сладкие сны Алконост, кто не убоится смертоносных песнопений Сирина. Алконост - зоревая птица с человеческим лицом. С восточных ветвей Мирового Древа первой встречает рассвет.

Алмосты. Альбасти (альмасти) таджиков, как и албосты турков, киргизов (очень большого роста, со спускающимися до земли руками), — дух, опасный для родильниц и новорожденных.

Алтаин-Саин-Салама. Стасов указывает довольно близкую параллель нашего Ставра в алтайском богатыре Алтаин-Саин- Салама.

Альбинос. Волк-альбинос. Издавна считался магическим существом. Ею называли "Белый царик" и приписывали ему власть над остальными волками. В одном из повествований Смоленской губернии говорилось так: "Тэй белый царик, кали тронить чилавека, то и уси на яго; а ня тронить, то ни водин ни тронить".

Hosted by uCoz