Аарон - Адам
Главная страница Сайта Первая страница Сайта Библиотека Галерея Разделы Раздел А
_________________________________________________________________________
Аарон
Абанг Ку
Абарис
Абасы
Абраксас
Абсолют
Авдотья Лиходеевна
Авдотья Рязаночка
Авраамий
Аврора
Авсень
Агни
Аграфена Купальница
Агуня
Адам
__________________________________________________________________________

Аарон. Веселовский видит источники былин о Святогоре в легендах о Самсоне, Аароне и Моисее.

Абанг Ку. Многие старики местных деревень вокруг Читоры в Малайе слышали в молодости историю о неком Абанг Аку. В ней говорилось о спиральной лестнице, соединяющей одно измерение с другим. Лестница, прежде используемая зведными богами для перемещений и перевоплощений, становилась для некоторых из них опасной ловушкой времени, не пускающей их в их собственную вселенную. Абанг Ку - астральный дух, удерживаемый притяжением человеческой кармы, небесная сущность, лежащая у начала лестницы в небо и обреченная зависеть от беспорядочных людских желаний. И дух этот не будет свободен, пока более юная раса не достигнет благородства цели и чистоты сердца. Гани Исмэйль, исследователь малайской изотерики, сравнивает спиральную лестницу, соединяющую миры, с пуповиной, соединяющей новорожденного с матерью, указывая тем самым на связь юной расы (человечества) с космосом. Однако в "Книге джунглей" Р. Киплинга упоминется, что балкон башни в Читоре с западной стороны выглядит так, будто там кроется привидение.

Абарис. Мудрецы и служители Аполлона Абарис и Аристей, обучавшие греков считались выходцами из страны гипербореев. Эти герои рассматриваются как ипостась Аполлона, так как они владеют древними фетишистскими символами бога (стрелой, вороном и лавром Аполлона с их чудодейственно силой), а так же обучают и наделяют людей новыми культурными ценностями (музыкой, философией, искусством создания поэм, гимнов, строительства Дельфийского оракула и храма).

Абасы. Абаасы. Монстр, демон. У якутов злые духи верхнего, среднего и нижнего миров. Согласно некоторым мифам, имеют облик человека ростом с лиственницу или одноногого, однорукого, одноглазого чудовища...", либо огромного каменно-железного чудовища. Рождается абасы из черного камня, похожего на ребенка. И чем старше он становится, тем больше похож камень на ребенка. По-началу такой каменный ребенок ест все то же, что едят обычные дети, но когда вырастает — начинает есть людей. Живут абасы в лесной чащобе, подальше от людских глаз. "Все вредное и гадкое — растения и животные создал абасы. Они искушают людей, подбивая на преступления, насылают на них бедствия и болезни, многие из абасов могут лишить людей рассудка. Они питаются душами людей и животных. Часто родственники больного или умершего приносили в жертву абасы животное, как бы обменивая его душу на душу человека, которой угрожают абасы...". Если человек умирал, не достигнув 70-летнего возраста — это означало, что абасы похитил его душу (кут), чтобы съесть.

Абраксас. С Абраксасом отождествлялся Верховный Архонт. Он не был абсолюно злым, пребывал, однако, в невежестве относительно существования абсолютного бога, за которого принимал самого себя; вывести его из этого заблуждения призван его сын, превосходящий его мудростью и благостью. "The bird is struggling out of the egg. The egg is the world. Whoever wants to be born must first destroy a world. The bird is flying to God. The name of the God is called Abraxas." (Hermann Hesse, "Demian").Согласно доктрине василидиан (одной из гностических сект — последователей Василида, 2 в., Сирия), Абраксас — верховный глава небес и эонов, совмещающий в своём лице их полноту. В системе Василида Абраксас означает 365 — число дней в году. Космический характер семёрки как общего числа букв подчёркивает, придававшийся имени Абраксаса, смысл некоего исчерпания моментов бытия, окончательной суммарности. Имя Абраксаса и его иконографический образ (существо с головой петуха, телом человека и змеями вместо ног; в руках — меч и щит) имели распространение и за пределами христианского гностицизма, в культово-магическом обиходе позднеантичного синкретического язычества.". Во II веке христианская церковь победила ереси, но в средние века Абраксас снова стал довольно известен: его изображение как талисман было принято алхимиками, которые носили на груди медальоны с человеко-петухозмеем. В литературе XX в. ("Семь проповедей к мёртвым" К.Г. Юнга, "Демиан" Г. Гессе) к символу Абраксаса обращались для выражения идеи высшего единства добрых и злых потенций человеческой души.

Абсолют. Всевышний - это не единственный Бог, это всевысший Абсолют.

Авдотья Лиходеевна. Жена Михаила Потыка. Она явилась ему в облике белой лебеди. Умерла, но была оживлена мёртвой и живой водой.

Авдотья Рязаночка. Образ Авдотьи Рязаночки — несомненно, вымышленный, не имеющий летописного прототипа, встречается в исторической песне, сложенной, повидимому, в середине XIII века и с небольшими изменениями сохраненной севернорусскими сказителями вплоть до XX столетия.

Авраамий. Легендарный русский миссионер. В Ростове, в Чудском конце стоял идол Велеса, главное святилище языческого города. По житию св. Авраамия в идоле живёт бес, и творит мечты проходящим (т.е отвращает их от христианства). Миссионер Авраамий молился о ниспослании сил для одоления идола, но древнее божество оказалось сильнее ("и не возможе"). Авраам отправляется в Цареград для молитвы в церкви Иоанна Богослова, и по дороге он встречает самого апостола- "человека страшна, благоговейна образом, плешива, возлыса, брадою круглою великою, и красна суща зело". И страшный образ даёт святому свою трость, дабы "избодать" идола. Идол рассыпается. В церкви Иоанна Богослова, которую, по преданию, Авраамий воздвиг на месте встречи с апостолом сохранилась та самая трость. Слишком языческое это предание. Георгий Федотов уьтверждал, что "Житие св. Авраамия пренадлежит к памятникам поздним и совершенно легендарным.".

Аврора. Ютрабог. По мнению Френцеля, Ютрабог соответствует Авроре — он производит имя этого бога от слова «утро». Аврора у латинян - утренняя заря.

Авсень. Баусень, Таусень, Говсень, Овсень, Овсей, Усень, Юсинь, Просинец. В восточнославянской мифологии ритуальный персонаж, связанный с Новым годом (или Рождеством), с началом весеннего солнечного цикла и возрастанием плодородия; персонифицированное начало года - прибытка (урожая). Авсень фигурирует в песнях колядочного типа, распеваемых во время праздника на стыке Старого и Нового года, также называемого Авсень. Первый месяц года, стык декабря и января, символизирующий начало временного цикла. В большинстве известных колядных песен имя Авсень и его варианты употребляются преимущественно как восклицания - междометия, уже лишенные своего первоначального смысла. Но сохраняются и примеры, где Авсень — имя ритуального персонажа, персонифицирующего соответствующий праздник и его центральное событие — «авсеневый» ритуал: Авсень идет первый по дорожке, находит (или делает) топор, срубает сосну, мостит мост, по которому идут (или едут) три брата, также олицетворяющие годовые праздники (напр., Рождество Христово, Крещение, Васильев день). Далее вводятся мотивы еды, обычно ритуальной (блины, лепешки, каша, пирог, свиные ножки, кишки и т.п.), после чего следуют разные типы благопожеланий. Авсень связан также с мотивом коня (в ритуале ряжения с вождением «кобылки»): в песнях Авсень едет вместе с Новым годом. Вероятно, наиболее старой формой имени "Авсень" нужно считать Усень, употребляющуюся в документах 17 в. или в архаичных песнях. Формы типа Таусень, Баусень, Говсень и т.п. объясняются также, видимо, из «Усень» и соответствующего восклицательного элемента (та, ба, гой). Наиболее правдоподобны этимологии, связывающие имя Авсень со ст.-рус. оусинь (юсинь) «синеватый», ср. названия декабря и/или января (стык одного и другого года) типа «просинец» в разных славянских языках (от синевы, сияния, характеризующего небо в этом отрезке цикла). Еще более перспективно выведение имени Авсень из глагола, обозначающего восход солнца, начало светлой части дня и года; от этого же корня образованы и обозначения утренней зари — лит. Аушра, др.-инд. Ушас, др.-греч. Эос, лат. Аврора, латышский «конский бог» Усиньш.

Агни. Божество огня; элемент огня у индусов. Бог - полубог огня. Тому, кто рвётся к власти, следует поклоняться огню. Агни - один из восьми полубогов, управляющих сторонами света. Агни правит юго-востоком. В одной из Ведических притч принимает облик голубя. Семаргл является, вероятно, посредником между явьим миром и миром поднебесным, каковым в ведической традиции является бог огня - Агни.

Аграфена купальница. День этот празднуется 24 июня. На Аграфену обязательно моются для здоровья в банях, где пол застилают свежей травою, а парятся свежими вениками, связанными из целебных трав. Они бросали свои Веники в реку и по тому, как они плыли или тонули, гадали о жизни-смерти и о замужестве (ср. аналогичные гадания с венками).

Агуня. Бог Земного Огня, младший из Сваро жичей. Являет собой Силу Богов Небесных на Земле - очищающую и оберегающую от всякой нечисти. Также служит посредником между Миром Людей и Миром Богов (отсюда - Огненные Жертвоприношения и кремация мертвых тел). В отличие от Даждьбога и Перуна, чьи Лики скрыты от людей в зимнее время, Агуна остается на Земле круглый год, вздымая свои золотые кудри на Огненном Жертвеннике и в домашнем очаге... Культ Агуни-Огня также тесно связан с почитанием Огненного Сокола Рарога - Пламенного Посланника Небес, к коему мы, возжегая Коло Священного Огня на капище, обращаемся со словами: "Огнь-Батюшка! Распери крыла...", призывая тем самым Силу Богову положить зачин проводимому обряду.

Адам. Русские возводят Адама ко Дажьбогу или даже Сварогу. Есть легенда о превращении погибших в водах Потопа людей и богов в камни. Она рассказывает о валунах, принесенных Ледником и оставшихся после его таяния. Эта легенда известна и древним славянам, и древним грекам. Древнегреческие мифы повествуют о Девкалионе, бросавшем после Потопа камни, которые потом превращались в людей. Греческий миф совпадает со славянской легендой, записанной, например, в верховьях Индигирки. В славянской версии камни бросает Адам (библейский Адам заменил более раннего ведического Сварога, или – по другому варианту этого мифа - Дажьбога). Есть апокрифический сюжет, распространенный в болгарской и древнерусской книжной традиции о сотворении Адама Богом из восьми частей: тело взято от земли, кости — от камней, кровь — от моря, глаза — от солнца, мысли — от облака, «от света — свет», от ветра — дыхание, от огня — теплота. Когда Господь оставил Адама одного лежащим на земле, чтобы взять ему «глаза от солнца», сатана вымазал Адама нечистотами. Сняв эту грязь и смешав ее со слезами Адама, Бог сотворил собаку, чтобы та стерегла человека, а сам отправился за «дыханием» для Адама. Сатана вновь явился к человеку, и хотя собака не подпускала его близко, тот все же истыкал тело Адама палкой, впустив в него 70 недугов. Бог вновь изгнал сатану и очистил человека. Он послал ангела взять (букву) «аз» на востоке, «добро» на западе, «мыслете» на севере и на юге — из букв было создано имя «Адам». Бог наделил человека душой, поставил царем над всеми тварями, затем сотворил Еву из левого ребра Адама. Аиста русские и славяне часто называли Адам, Василь, Иван, Яша, Грицько, и другими человеческими именами. В апокрифе «Об исповедании Евином» рассказывается об изгнании согрешившей пары перволюдей из рая и о том, как Адам стал пахать землю. Сатана сказал ему, что небеса и рай принадлежат Богу, а земля — дьяволу, и потребовал «рукописание», которое отдавало людей во власть сатаны. Адам дал расписку, и потом ему пришлось искупать этот грех постом и молитвой (по другим вариантам, Адам обманул сатану, дав ему расписку в том, что будет принадлежать Владыке земли, имея в виду истинного Владыку — Бога). В славянских легендах, восходящих к апокрифическому «Слову об Адаме и Еве», первый пахарь — Адам (Ева — первая пряха). В некоторых апокрифах (болгарская и древнерусская «Легенда о крестном древе») Адам изображаемся великаном: Соломон попадает в «костяную пещеру», которая оказывается черепом Адама, в нем могло уместиться 300 мужей. К мотиву перволюдей - великанов примыкает украинское предание о прародителях, которые были так сильны, что, наступая на камень, оставляли на нем след (ср. т.н. камни - следовики — петроглифы в виде человеческой ступни); после грехопадения, напротив, камни вдавливались в ступни — отсюда у людей впадина в ступне. Русский фольклор воспринял апокрифический сюжет об Адаме, сотворенном из космических первоэлементов. В духовном стихе о «Голубиной книге» из частей тела Адама — первочеловека возникают все сословия: от головы — цари, от «мощей» — князья и бояре, от «колена» — крестьяне, из Адамовой головы вырастает мировое дерево — «кипарисовое древо» и т. д. В украинских легендах Бог первоначально лепит человека из теста, но его съедает собака; тогда Бог создает Адама из глины; собака вырывает ребро у первочеловека, и Бог творит из него Еву; черт хочет, подобно Богу, сотворить человека, но у него получается волк. Бузина причастна к мифическим протособытиям (грехопадение Адама и Евы, убийство Авеля) и христианской истории (предательство Иуды). В польских и украинских заговорах бузина отождествляется с Адамом; к ней обращаются со словами: «Бузыновый Адаме», «Человек Божий, святой Адам», поясняя это тем, что и бузина, и Адам существуют со времени основания света. Мотив русского стиха о Голубиной книге, где из тела первосущества (Бога, Адама) творится весь мир — солнце из лица Божьего, месяц — от груди, сословия — из частей тела Адама и т.д. Согласно апокрифам об Адаме, погребенном на Голгофе, из его головы вырастает кипарисовое дерево, из того, в свою очередь, делают крестное дерево, на кресте приносится искупительная жертва Христа. Согласно одной легенде, змеи на челе и груди новорожденного Каина побудили Адама написать дьяволу, обещавшему исцелить его сына, рукописание, предавшее во власть сатаны весь род людской. У восточных и южных славян распространена легенда о происхождении Евы из хвоста чёрта или собаки: так как собака (черт) украла ребро Адама, Господь отрезал у нее хвост и сделал из него Женщину, поэтому она и болтает языком, как собака виляет хвостом. Украинские и польские легенды о происхождении гороха связывают его со слезами Адама и Богородицы когда изгнанный из рая Адам первый раз пахал землю, то плакал, и там, где падали его слезы, вырос горох. Часто Детей Некрещёных нарекали Адамом или Евой. В украинской легенде падший ангел соблазняет Адама и Еву яблоком, сказав, что съев его, они станут богами.

Hosted by uCoz